Сущность дивидендной политики
Дивидендная политика представляет собой совокупность всех финансовых мероприятий, входящих в состав финансовой политики акционерного общества, цель которых грамотно распределить прибыль компании.
Главной единицей дивидендной политики являются дивиденды – это проценты по акциям, выраженные в денежной форме, которые получают акционеры от вложенных в акции активов.
В основу дивидендной политики любого акционерного общества положено грамотное распределение прибыли, полученной с акций, чтобы обеспечить их дальнейший рост стоимости на рынке.
Прибыль акционерного общества важно распределить не только между акционерами, но и оставить часть на дальнейшее развитие общества, то есть обеспечить правильные пропорции между потребляемым доходом и тем, что в дальнейшем послужит инвестициями.
Виды дивидендной политики
Каждое предприятие, которое ведет дивидендную политику, самостоятельным образом определяет, какой вид политики оно будет использовать, и что по ее итогам хочет достичь.
Дивидендная политика – это определенный механизм, завязанный на распределении прибыли внутри компании на основании прав владения доли в бизнесе (чаще по акциям) каждого участника бизнеса.
Дивидендная политика используется преимущественно в акционерных обществах, так как там есть акционеры, а значит и дивиденды.
Основное значение дивидендной политики в том, что именно она устанавливает нужные пропорции между потребляемой прибылью и той, которая необходима в будущем для развития акционерного общества.
На сегодняшний день существует несколько видов дивидендной политики:
- Дивидендная политика консервативного вида. В данном виде политики есть свои нюансы: практически вся прибыль, которую получает акционерное общество за определенный финансовый период, направляется на дальнейшее развитие компании, чтобы в дальнейшем обеспечить экономическую и финансовую устойчивость на рынке. Акционеры получают минимальный доход по акциям. Однако, в данном виде дивидендной политики допускает использовать несколько видов начисления дивидендов: по методу остаточного принципа или постоянные одинаковые выплаты. В любом случае акционер принимает условия дивидендной политики сразу, заранее, прежде чем вложить свои активы в общество;
- Дивидендная политика умеренного типа. Даная политика является одной из самых распространенных в современных условиях рынка. Она предполагает выплату дивидендов с учетом постоянного размера, а также переменной части, которая выплачивается в том случае, если компания заработала много прибыли в текущем финансовом периоде. Также в таком виде политики прибыль тратится не только на выплату акционерам, но и на инвестиционную деятельность, развитие бизнеса. Такой вид дивидендной политики считается самым актуальным среди акционеров, так как в ней есть и постоянная часть дохода и переменная, а также идет развитие бизнеса, где при хорошем раскладе можно зарабатывать еще больше;
- Дивидендная политика агрессивного вида. Такая политика менее популярная, ввиду того, что вся прибыль общества уходит на выплату дивидендов, практически ничего не остается на реинвестирование в бизнес. Это в дальнейшем приводит к резкому упадку финансово – хозяйственной деятельности компании и закрытию бизнеса в целом. В том случае, если акционер хочет быстро заработать и выйти из игры, тогда именно этот вариант дивидендной политики подойдет наиболее всего.
В любом случае, все виды дивидендных политик имеют место быть на рынке и все они используются акционерными обществами в реальной деятельности.
Типы дивидендных политик
Типы дивидендных политик основаны на основных теориях дивидендного управления, которые известны уже давно и положены в основу управления и организации большинства акционерных обществ.
Так, выделяют следующие типы дивидендных политик:
- Базисный. Данный тип состоит в том, что экономисты настаивают на точке зрения, что выплата дивидендов за определенный период времени стоит дороже, нежели капитализация прибыли фирмы. Это связано с тем, что дивиденды, которые выплачиваются акционерам, обладают меньшей степенью риска, нежели те, которые остаются для дальнейшего инвестирования. Гарантии успеха в дальнейшей инвестиционной деятельности фирме на рынке никто не дает, а вот полученные дивиденды могут успешно развивать личный бизнес акционеров. Такой тип еще часто называют частичной корректировкой дивидендной политики;
- Остаточный. Данная дивидендная политика наиболее эффективна, если большая часть получаемой прибыли акционерным обществом идет на инвестиционные проекты, а то, что осталось – акционерам на дивиденды. То есть капитализация прибыли выдвигается на первый план, остальное – вторично. Также надо отметить, что сама дивидендная политика компании, работающей на рынке, никаким образом не влияет на рынок, на акции и их эмиссию, на их стоимость и, прежде всего, на размер дивидендов акционеров;
- Акцент на мнение акционеров и их участие. В данном случае акционеры имеют право голоса и решают, вся ли прибыль пойдет на оплату дивидендов, или какая-то ее часть уйдет на капитализацию, а может все пойдет на капитализацию;
- Минимизированный. В такой дивидендной политике можно сэкономить по средствам сокращения налоговых издержек. Налоговые издержки возникают в момент выплаты дивидендов акционерам, поэтому, если вложить большую часть прибыли в капитализацию, то можно существенно снизить налоговые выплаты;
- Сигнализированный. В основе данного типа дивидендной политики лежит предположение о том, что выплата дивидендов активно влияет на рыночную стоимость акций. Чем больше выплат акционерам, тем больше растет спрос на данные акции. В этом случае акционеры получают хороший доход по своим инвестициям, а также и разницу по курсовой стоимости акций на рынке.