Сущность экономических отношений
История развития нашей цивилизации основана на объективной необходимости удовлетворения человеком своих потребностей. Особенно важен тот момент, что для удовлетворения многих из них необходимо было затратить некоторые усилия и использовать определенные ресурсы. Так возник трудовой процесс по формированию определенных благ.
Потребностью называется субъективное ощущение человеком необходимости чего-либо.
Благом называется то, что способствует удовлетворению человеческих потребностей.
Трудовая деятельность (труд) – это сознательная деятельность человека по созданию какого-либо блага (материального или духовного).
Ресурсами называются предметы, объекты или качества, которые можно использовать в процессе производства материальных или духовных благ.
В ходе трудового процесса между людьми обязательно возникают определенные отношения. Чем активнее и сложнее трудовая деятельность, тем сложнее система взаимоотношений. Они не заканчиваются только производством. Они затрагивают и вопросы распределения и потребления этих благ. Трудовая деятельность постепенно расширила свое значение и приобрела характер экономической деятельности.
Экономическая деятельность – это деятельность человека, связанная с производством материальных и духовных благ, их распределением, реализацией и потреблением.
Совокупность отношений, которые возникают в процессе экономической деятельности, называется экономическими отношениями.
Основой формирования экономических отношений являются вопросы собственности на ресурсы, средства производства и системы распределения и потребления материальных и духовных благ. Характер разрешения данных вопросов определяет тип и структуру экономической системы общества и характер отношений в данном обществе. Отношения, в зависимости от избранного критерия, бывают:
- добровольные;
- принудительные;
- устойчивые (постоянные или периодические);
- эпизодические;
- взаимовыгодные;
- односторонне выгодные (дискриминационные или эксплуатационные) и пр.
Субъекты экономических отношений
Субъектами (участниками) экономических отношений называются физические и юридические лица, которые вступают во взаимодействие между собой в процессе производства, распределения и потребления материальных и духовных благ.
Как следует из приведенного определения, все участники экономических отношений делятся на две большие категории – институциональные единицы – физические и юридические лица. К физическим лицам относят как отдельных граждан, так и домохозяйства. В категорию юридических лиц входят фирмы и предприятия, посредники на различных видах рынков, организации и органы государственной власти, правительственные учреждения и само государство. В экономической науке существует такое понятие, как «экономический агент».
Экономическим агентом (или субъектом) называется участник экономических отношений, который имеет свой собственный бюджет и способен самостоятельно принимать решения и приводить их в исполнение.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации к участникам экономических отношений относятся:
- частные физические лица (отдельные граждане);
- домохозяйства;
- частные предприниматели (индивидуальные предприятия);
- экономические товарищества и сообщества;
- производственные кооперативы и коммерческие организации;
- предприятия государственной и муниципальной собственности;
- некоммерческие организации, кооперативы, фонды и союзы.
В некоторых научных экономических источниках все участники объединяются в три группы: домашние хозяйства, предприятия и государственные экономические организации. Но независимо от приведенных выше классификаций все экономические агенты могут одновременно выступать на рынке в различных качествах. Они могут выполнять одновременно несколько функций. Например, участники экономических отношений могут быть:
- производителями товаров и услуг;
- потребителями товаров и услуг;
- продавцами (реализаторами);
- покупателями;
- посредниками;
- владельцами благ;
- пользователями благ.
Домашние хозяйства
Домохозяйства или домашние хозяйства включают в себя как семью рабочего, так и семью предпринимателя, отдельного человека (если у него есть свой бюджет). Как правило, домохозяйства не производят товары и услуги. Их функцией является обеспечение производства (точнее – рынка факторов производства).
Домохозяйства рассматриваются как владельцы рабочей силы, земли. Они могут владеть машинами и сырьем, акциями предприятий, зданиями и т.п. Доходы домохозяйств могут быть в виде заработной платы, процента (дивиденда, ренты и т.д.). Эти доходы могут использоваться частично для приобретения необходимых благ (товаров и услуг), а частично – идти на сбережения.
Предприятия и фирмы
Фирмы и предприятия образую именно ту категорию участников экономических отношений, которые отвечают непосредственно за производство товаров и услуг. Часто вместо терминов «фирма» и «предприятие» используется другой термин – «компания». Данный термин предполагает более широкое толкование.
Компаниями называют разнообразные организационные структуры, кроме отдельных предприятий, с различными (в том числе смешанными) формами собственности. Если предприятие имеет акционерный капитал, то его могут называть корпорацией. А участие государственного и международного капитала позволяет применять термин «холдинг». Основным стимулом деятельности предприятия является получение прибыли.
Цели участников экономических отношений
Несмотря на различия в функциях и размерах бюджетов, каждый из участников экономических отношений имеет свои определенные цели. Их общей целью является повышение благосостояния. Добиться они его могут путем рационального использования имеющихся в их распоряжениях ресурсов.
Домохозяйства добиваются выгоды, удачно разместив свои средства в ценных бумагах, выгодно продав свои трудовые ресурсы (физические и умственные качества) или сдав в аренду свою недвижимость. Кроме того выгода может заключаться в перепродаже какого-либо ранее приобретенного товара с получением прибыли. Выгоду может принести и рациональное поведение на рынке потребительских товаров. Выгода производителей заключается в правильном решении традиционной проблемы производителя: «что производить?», «как производить?» и «для кого производить?».