Сущность понятия «управленческий анализ»
Управленческий анализ – это комплексный анализ внутренних ресурсов и внешних возможностей предприятия, реализуемый с целью предоставление информации собственникам и менеджерам этого предприятия для обеспечения принятия управленческих решений, определения стратегических приоритетов развития.
Он представляет собой комплексный подход к исследованию внутренних и внешних резервов и потенциала, а также слабых и сильных сторон деловой активности предприятия. Целью управленческого анализа является формирование достоверной информации, с помощью которой возможно принимать наиболее эффективные управленческие решения.
Управленческий анализ позволяет решить следующие задачи:
- Выявление неэффективных методов и участков работы.
- Выявление дублирования функций.
- Поиск конфликта прав.
- Исследование эффективности вертикали власти.
- Поиск нерабочих участков управления и контроля.
- Анализ организационной структуры.
Для проведения анализа могут применяться различные методы, например, социологические, аналитические. Чтобы анализ был показательным, необходимо заранее установить его цель, объект, субъекты, организовать его процедуру, сформировать информационную базу, обеспечить доступность данных. Возможно применение систем учета, различных методов анализа при сохранении принципов свободы выбора, обобщения. В системе управленческого анализа применяются все доступные экономические методы и средства для получения достоверных данных. Это делается для снижения неопределенности среды, что повышает качество результата принимаемых решений. Стоит отметить, что данные управленческого анализа играют важную роль в поддержании конкурентоспособности, финансовой и экономической независимости предприятия. Именно поэтому его результаты не подлежат огласке, а доступ к ним имеет ограниченный круг лиц.
Управленческий анализ и его методы
Управленческий анализ предполагает использование доступной информации для проведения различного вида исследований. Для этого используются социологические и аналитические методы.
К социологическим относят следующие инструменты:
- Опрос сотрудников для получения информации от непосредственных участников процесса.
- Наблюдение позволяет на протяжении определенного времени собирать данные о работе предприятия или его отдельного подразделения.
- Эксперимент позволяет проверить жизнеспособность проблемы. Здесь могут проводиться эксперименты в поле, в лаборатории, линейные, параллельные и другие методы.
- Анализ документов применяется для исследования финансового состояния предприятия, работы с задолженностями. Он позволяет проверить своевременность и достоверность использованных данных.
Аналитические методы имеют под собой теоретическую основу в виде методов экономической науки. Например, метод сопоставления позволяет сравнивать показатели и их отклонения в разных временных промежутках. Это позволяет выявлять тренды, корректировать плановые показатели, вносить изменения в тактическое и оперативное управление.
Индексный подход применяется для исследования сложных явлений. Они необходимы для оценки выполнения плановых показателей, либо для определения динамики процессов.
Балансовый метод опирается на идею равновесия между доходами и расходами. Связь между показателями опирается на равенство их результатов.
Статистические методы позволяют обрабатывать большие массивы данных, либо делать выводы с использованием выборок. Статистика удобна тем, что позволяет группировать данные по определенным признакам, выяснять суть процессов.
Цепные подстановки применяются тогда, когда есть определенная последовательность данных. Выделения действия одного из факторов осуществляется с помощью метода элиминирования. Графический метод позволяет наглядно отобразить процессы и явления с целью их последующего анализа. Еще одним методом является функционально-стоимостной анализ.
Разница между финансовым анализом и управленческим анализом
Информационные данные для проведения финансового анализа извлекаются из форм бухгалтерской отчетности. Для управленческого анализа берется более широкий спектр данных об экономическом положении предприятия. Доступ к информации имеют внутренние, сторонние лица в случае финансового анализа. К данным управленческого анализа доступ имеют только руководители.
Объектом анализа в финансовом исследовании выступает организация, как единое целое. В управленческом анализе организация и его подразделения рассматриваются как совокупность отдельных частей.
Единицы измерения в финансовом анализе – это деньги. В управленческом анализе тоже используется денежный эквивалент, но может применяться и натуральная форма. Периодичность анализа для финансового установлена в соответствии со сдачей отчетности. Управленческий анализ проводится по мере необходимости.
Таким образом, управленческий анализ является более широким понятием. Он дает качественную оценку достоверности и полноты предоставленной информации. Его данные могут быть использованы в финансовом анализе, то есть он шире любых других форм исследования. Управленческий анализ подход к изучению информации с точки зрения обоснования управленческих решений. От правильности проведения управленческого анализа зависит размер получаемой прибыли. И финансовый, и управленческий анализ решают определенные задачи, позволяющие повлиять на совокупный результат, либо своевременно внести необходимые изменения в работу предприятия.
Анализ данных для руководящего состава необходим для того, чтобы разрабатывать прогнозы, сценарии будущего экономического развития. Сейчас управленческий анализ является частью экономического анализа. Он изучает прошлое, текущее и будущее положение предприятия. Так же он способен интегрировать различные методики для достижения конкретного результата. Внутри него могут осуществляться оперативный, перспективный и ретроспективный анализы.