Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Анализ состояния рынка труда и трудовых ресурсов региона

  • 👀 852 просмотра
  • 📌 815 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Анализ состояния рынка труда и трудовых ресурсов региона
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Анализ состояния рынка труда и трудовых ресурсов региона» pdf
1 Лекция 5. Анализ состояния рынка труда и трудовых ресурсов региона 1. Задачи анализа рынка труда и трудовых ресурсов 2. Анализ трудовых ресурсов региона 3. Показатели состояния рынка труда 4. Анализ эффективности функционирования рынка труда 1. Задачи анализа рынка труда и трудовых ресурсов Рынок труда – это совокупность мер и институтов, направленных на обеспечение непрерывного процесса воспроизводства рабочей силы и эффективного использования труда. Рынок труда представляет собой систему трудовых отношений, отражающих уровень социального развития и достигнутый на данный момент времени баланс интересов субъектов рынка труда: работодателей, наемных работников, государства, профсоюзов и посредников. Характеристиками рынка труда являются спрос и предложение рабочей силы. При проведении анализа предложения рабочей силы используются абсолютные и относительные показатели численности, состава, структуры и движения населения, подробно рассмотренные в теме «Анализ состава и движения населения в регионе». Спрос на рабочую силу можно оценить как реализованный спрос, через численность занятых в экономике, и нереализованный спрос, характеризующийся числом имеющихся вакансий. Нарушение равновесия между спросом и предложением рабочей силы проявляется в наличии безработицы и неполной занятости населения. Основные задачи анализа рынка труда на современном этапе:  изучение состава, структуры и динамики численности трудовых ресурсов, экономически активного и неактивного населения;  изучение состава, структуры и динамики занятости;  изучение состава, структуры и динамики безработицы, а также ее влияния на структуру рынка труда;  изучение движения рабочей силы и использования рабочего времени;  анализ эффективности использования трудовых ресурсов;  анализ трудоустройства населения и эффективности работы службы занятости, и др. 2 2. Анализ трудовых ресурсов региона Трудовые ресурсы – трудоспособная часть населения, которая по возрасту и состоянию здоровья способна производить материальные и духовные блага, а также оказывать услуги. Для анализа трудовых ресурсов статистикой разработана система показателей, которые можно объединить в следующие группы:  показатели численности и состава;  показатели воспроизводства;  показатели естественного движения;  показатели механического движения;  показатели занятости и безработицы. В соответствии со сложившейся статистической практикой в состав трудовых ресурсов включаются: 1) трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, работающие в экономике страны; 2) граждане моложе трудоспособного возраста (работающие подростки); 3) граждане, старше трудоспособного возраста (работающие пенсионеры). 4) иностранные трудовые мигранты. Трудоспособный (рабочий) возраст – это период, в течение которого человек способен трудиться без ущерба для своего здоровья. К трудовым ресурсам из лиц трудоспособного возраста не относятся инвалиды I и II группы, а также лица, ушедшие на пенсию на льготных условиях. Методы расчета численности трудовых ресурсов. 1. Демографический метод SТР  SТ  S И  S РП  S П , (1) где STР – численность трудовых ресурсов; ST – численность населения в трудоспособном возрасте; SИ – инвалиды I и II группы; SРП – число работающих подростков; SП – число работающих пенсионеров. 2. Экономический метод SТР  S З  S ДХ  SУ  S БР  S НЗ , (2) где SЗ – фактически занятое население, включая занятых в личном, подсобном и сельском хозяйстве; 3 SДХ – занятые в домашнем хозяйстве; SУ – учащиеся с отрывом от производства (старше 16 лет); SБР – численность безработных; SНЗ – остальные незанятые лица в трудоспособном возрасте. 3. Универсальный метод, учитывающий маятниковую миграцию: SТР  SТТ  S РП  S П  (S ЛП  S ЛВ ) , (3) где SТТ – численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте; SЛП – число лиц, прибывших для работы на данную территорию; SЛВ – число лиц, выбывших для работы за пределы данной территории. Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста трудовых ресурсов. Структура трудовых ресурсов многогранна, ее можно оценить с помощью количественных и качественных характеристик. К количественным характеристикам трудовых ресурсов относят численность трудовых ресурсов, их состав по полу, возрасту, занятости по видам экономической деятельности и др. Качественные характеристики – образовательный уровень трудовых ресурсов, их профессионально-квалификационная структура и т.д. Одной из задач анализа трудовых ресурсов является изучение естественного и механического движения трудовых ресурсов. Под естественным движением трудовых ресурсов понимается изменение их численности, не связанное с процессом миграции населения и вызванное следующими факторами: вступление в трудоспособный возраст подростков; привлечение к занятости пенсионеров, а также лиц моложе 16 лет; естественное выбытие за счет смертности лиц трудоспособного возраста; переход на пенсию или инвалидность лиц трудоспособного возраста и др.); прекращение работы работающими пенсионерами и подростками до 16 лет. Изменение численности трудовых ресурсов за счет миграции – это так называемое механическое движение трудовых ресурсов. Для того чтобы рассчитать интенсивность изменения численности трудовых ресурсов и проводить экономический анализ, используются следующие относительные показатели: коэффициент естественного пополнения (Кест. п), коэффициент естественного выбытия (Кест. в), коэффициент естественного прироста (Кпр) и коэффициент миграционного прироста (Км. пр) трудовых ресурсов. 4 Коэффициент естественного пополнения трудовых ресурсов рассчитывается как отношение числа вступивших в трудоспособный возраст и привлеченных к общественному труду пенсионеров и подростков (Птр) к среднему количеству трудовых ресурсов ( ТР ) за определенный период Кест.п  Птр ТР 1000 . (4) Коэффициент естественного выбытия рассчитывается как отношение количества выбывших из состава трудовых ресурсов (Втр) к средней величине трудовых ресурсов К ест.в  Втр ТР 1000 . (6) Коэффициент естественного прироста рассчитывается как разность между коэффициентами пополнения и выбытия трудовых ресурсов Кест.пр  Кест.п  Кест.в . (6) Коэффициент миграционного прироста трудовых ресурсов рассчитывается как отношение миграционного прироста (МП) к средней величине трудовых ресурсов К м.пр МП S  S лв 1000  лп 1000 . ТР ТР (7) С учетом социально-экономических условий страны и физиологических особенностей мужского и женского организма в каждом государстве устанавливаются законодательными актами возрастные границы трудоспособного (рабочего) возраста. Исторически эти границы менялись по социальным и экономическим мотивам. В России трудоспособным возрастом в настоящее время считается: у мужчин – 16-65 лет включительно, у женщин – 16-60 лет. Нижняя граница определяет возраст вступления в трудоспособность, а верхняя – возраст выхода на пенсию. Оценка возрастной структуры населения с точки зрения формирования трудовых ресурсов проводится с помощью относительных показателей структуры и координации. К показателям структуры относят удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста, трудоспособного и старше трудоспособного возраста в общей численности населения. Показатели координации – коэффициенты трудового замещения, пенсионной нагрузки и общей трудовой нагруз- 5 ки. Чем выше доля лиц в трудоспособном возрасте, тем эффективнее с точки зрения формирования трудовых ресурсов возрастная структура населения. 3. Показатели состояния рынка труда В соответствии с методологией Росстата с 2017 г. рассчитывается показатель рабочая сила – лица в возрасте 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю) считаются занятыми или безработными. Занятые – это все фактически занятое население – лица обоего пола в возрасте от 15 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период: а) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также иную работу, приносящую доход, самостоятельно или у отдельных граждан независимо от срока получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность. В состав занятых не включаются зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости, и учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений; б) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами, предусмотренными законодательством РФ; в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии. В составе занятого в экономике населения статистика выделяет лиц с видимой неполной занятостью (работающих неполную рабочую неделю или неполный рабочий день; переведенных администрацией на неполную рабочую неделю; находящихся в административных отпусках). Масштабы видимой неполной занятости характеризуются суммарным временем, имеющимся у каждого не полностью занятого за рассматриваемый период для дополнительной занятости. Одним из важнейших признаков при изучении занятых в экономике является статус в занятости. В соответствии с ФЗ «О занятости населения в российской Федерации» занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. 6 Все занятые, определенные в ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», по статусу в занятости делятся на следующие группы: 1) работающие по найму, или наемные работники, – лица, выполняющие работу в соответствии с заключенным трудовым договором, заключенным с предприятием любой формы собственности либо физическим лицом за вознаграждение; 2) работающие не по найму – лица, работающие на собственном предприятии или занятые собственным делом. К безработным, в соответствии с определениями Международной организации труда (МОТ), относятся лица в возрасте 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю) одновременно удовлетворяли следующим критериям:  не имели работы (доходного занятия);  занимались поиском работы в течение последних четырех недель, используя при этом любые способы;  были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели. Обучающиеся, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. Данные о численности рабочей силы (РС), занятых (З) и безработных (БР) позволяют рассчитать следующие показатели состояния рынка труда. Уровень занятости населения может быть рассчитан по формуле U зан.  З З  100%   100% . РС З  БР (9) Уровень занятости населения может быть рассчитан по отдельным возрастным группам. В этом случае в знаменателе формулы коэффициента занятости берется численность населения изучаемой группы вместо численности рабочей силы. Уровень безработицы – доля безработных в общей численности рабочей силы Uб  БР  100% . РС (10) Уровень вакантности, показывает сколько вакансий (В), заявленных предприятиями и организациями, приходится на одного безработного 7 Uв  В . БР (11) Анализ структуры безработных, можно провести по разным признакам:  возрасту (отдельно выделяют лиц в возрасте 16-29 лет, так как в эту группу попадают средних специальных и высших учебных заведений, не имеющие опыта работы, который требуют большинство работодателей, и предпенсионного возраста);  полу;  семейному положению (состоят в браке, холосты/не замужем, вдовцы/вдовы, разведены/разошлись);  уровню образования (высшее профессиональное, среднее профессиональное, начальное профессиональное, среднее (полное) общее, не имеют среднего (полного) общего);  виду поселения (городское и сельское);  причинам увольнения (уволившиеся по собственному желанию; высвобожденные в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятия, собственного дела; выпускники общеобразовательных школ; выпускники высших и средних специальных учебных заведений; выпускники начальных профессиональных учебных заведений);  времени поиска работы (число месяцев до 1 года; свыше 1 года). С помощью метода группировки все регионы округа (страны) по уровню безработицы можно разбить на три группы: с высоким, средним и низким уровнем безработицы. Величина интервального разрыва для каждого года рассчитывается по формуле i X max  X min , n где Хmax, Xmin − максимальное и минимальное значение показателя; n – предполагаемое число групп, в данном случае n = 3. К основным задачам, стоящим перед государством в настоящее время, относится развитие регионов на основе устойчивого экономического роста. Одним из условий социально-экономического развития региона являются структурные преобразования в его социально-экономической системе. Поэтому важным аспектом изучения структурных изменений в региональной экономике является количественная оценка структурных сдвигов в занятости населения региона. 8 Установить виды экономической деятельности, на которых специализируется регион, позволяет коэффициент локализации (сосредоточения) отрасли на территории региона, рассчитываемый на основе сопоставления отраслевой структуры занятости региона с аналогичной структурой занятости базовой территории. В качестве базовой принимаются любые территории более высокого уровня (страна в целом, экономический район, округ и т. д.). Коэффициент локализации рассчитывается как отношение удельного веса (доли) занятых данным видом экономической деятельности ( E ri ) в общей численности занятых в экономике региона (Еr) к удельному весу занятых данным видом экономической деятельности ( E ni ) в общей численности занятых в экономике страны (Еn): КЛ  Ei E ri  100 / n  100 . Er En Коэффициент локализации показывает как степень специализации региона на данном виде экономической деятельности, так и степень концентрации данного ВЭД в регионе. Отрасль считается отраслью специализации для региона, если коэффициент локализации больше 1. При этом, чем больше значение коэффициента локализации, тем выше степень концентрации данного вида деятельности в регионе. В зависимости от величины коэффициента локализации виды деятельности можно разделить на три группы. Базовые – это ВЭД с коэффициентом локализации свыше 1,5. Считается, что именно они обеспечивают экспорт товаров и услуг за пределы региона. ВЭД с коэффициентом локализации в диапазоне от 1 до 1,5 являются видами деятельности местного значения. Они обслуживают потребности внутрирегионального рынка и образуют текущую специализацию региона. Потенциально все они предназначены для сохранения в регионе. Виды экономической деятельности, на которых регион не специализируется, коэффициент локализации ниже 1. 4. Анализ эффективности функционирования рынка труда Рынок труда представляет собой сложную систему социальноэкономических отношений, возникающих между его субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы. Количественной характеристикой того или иного критерия являются показатели. Поэтому для 9 оценки эффективности функционирования регионального рынка труда может быть использован ряд показателей: Показатели состояния системы регионального рынка труда, характеризующие рынок труда региона как статическую систему. Рынок труда является динамической системой, поэтому все показатели данной группы рассчитываются на конкретную дату (на начало или конец периода). Эта группа показателей включает:  численность экономически активного населения региона;  численность занятых в экономике региона;  численность безработных (общая и официально зарегистрированных);  численность безработных, ищущих работу более года;  уровень безработицы;  уровень занятости;  коэффициент напряженности на рынке труда;  уровень оплаты труда в регионе. Показатели развития системы регионального рынка труда, характеризующие рынок труда региона как динамическую систему:  абсолютный прирост, коэффициенты роста и темпы прироста показателей состояния системы регионального рынка труда;  число лиц, прошедших переобучение и повышение квалификации;  удельный вес лиц, прошедших переобучение и повышение квалификации в общей численности занятых в экономике региона;  число вновь созданных рабочих мест в экономике за год;  удельный вес вновь созданных рабочих мест в экономике за год, в общем количестве рабочих мест в регионе;  число новых направлений подготовки и специальностей, открытых учебными заведениями региона;  коэффициент трудоустройства выпускников учебных заведений, определяемый отношением числа выпускников, трудоустроенных по специальности в текущем году к общему числу выпускников учебных заведений за год. При расчете данного коэффициента учитываются выпускники, трудоустроившиеся по специальности как внутри региона, так и за его пределами;  миграционный прирост/убыль населения. Показатели устойчивости системы регионального рынка труда, характеризующие способность рынка труда региона противостоять возмущающим воздействиям факторов внешней и внутренней среды и возвращаться в равновесное состояние: 10  норма безработицы, рассчитанная как отношение уровня естественной безработицы к уровню фактической безработицы;  коэффициенты оборота по приему и выбытию кадров, рассчитанные по видам экономической деятельности как отношение числа принятых/уволившихся работников к среднесписочной численности работников, занятых данным видом экономической деятельности за отчетный период;  коэффициент замещения кадров – отношение числа трудоустроенных граждан к числу уволенных по разным причинам;  коэффициент постоянства кадрового состава региона, характеризует долю работников, проработавших весь отчетный период, в списочной численности работников на конец отчетного периода. В России действует Постановление Правительства РФ N 875 от 21 ноября 2000 г. «О правилах отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда», в котором определен перечень показателей, на основании которых регион может быть отнесен к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда: а) уровень занятости населения – отношение численности занятого населения к общей численности населения (в процентах); б) уровень общей безработицы – отношение общей численности безработных к численности рабочей силы (в процентах); в) уровень регистрируемой безработицы – отношение численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, к численности рабочей силы (в процентах); г) доля безработных, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных (в процентах); д) коэффициент напряженности на рынке труда – отношение общей численности безработных к количеству вакансий в крупных и средних организациях. Всем показателям в зависимости от их величины присваивается порядковый номер (ранг), определяемый исходя из количества территорий. При равной величине одного показателя у разных территорий этому показателю присваиваются одинаковые порядковые номера. У показателя уровня занятости населения порядковый номер (ранг) находится в обратной зависимости от его величины: чем больше его величина, тем меньший порядковый номер ему присваивается. Порядковые номера остальных показателей тем больше, чем больше их величина. 11 Для каждой территории по формуле средней арифметической величины определяется средний показатель порядковых номеров (средняя величина по сумме рангов). Уровень напряженности на рынке труда для соответствующей территории определяется делением общего показателя по этой территории на общий показатель по Российской Федерации в целом. Территория считается территорией с напряженной ситуацией на рынке труда, если общий показатель по территории превышает общий показатель по Российской Федерации в целом более чем в 1,5 раза1. На основании произведенных расчетов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ежегодно формирует перечень территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, и направляет его в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для принятия мер по стабилизации положения на рынке труда. Показатели, приведенные в табл. 6.8 говорят о снижении напряженности на рынке труда Хабаровского края. Край улучшил свои позиции по трем показателям, использованным в рейтинге российских регионов. В 2014–2015 гг. из девяти регионов ДФО только Еврейская автономная область была признана территорией с напряженной ситуацией на рынке труда2. Важной характеристикой регионального рынка труда является его напряженность. Коэффициент напряженности показывает, какое число незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службе занятости (БР), приходится на одну заявленную предприятиями вакансию ( В), т. е. определяется соотношением спроса и предложения на рабочую силу К напр  БР . В (12) Уровень оплаты труда в регионе можно оценить, сравнив размер средней начисленной заработной платы в регионе со средним по стране. Эффективной работа рынка труда может быть признана только в случае, если значение данного соотношения будет больше 1. Покупательная способность заработной платы, также как и среднедушевых доходов, может быть рассчитана как отношение средней начисленной за«О правилах отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда». Постановление Правительства РФ N 875 от 21 ноября 2000 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.referent.ru/1/169425 (дата обращения: 02.11.2014). 2 «Об утверждении перечня территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда по итогам 2014-2015 годов». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от о 29 апреля 2016 года N 200н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.worklib.ru/law/399132/ (дата обращения 15.06.2017). 1 12 работной платы к величине прожиточного минимума. В соответствии с ФЗ от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум – это стоимостная оценка минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Покупательную способность заработной платы также можно рассчитать как отношение средней начисленной заработной платы к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг (ФНПТУ). Данный показатель, на наш взгляд, является более полным, так как работающий человек должен иметь возможность не только поддерживать свою жизнедеятельность, но и развиваться физически, духовно и профессионально. По мнению ряда экономистов, показателем эффективной работы рынка труда также является сокращение различий в оплате труда работников разных видов экономической деятельности и профессий. Более точную информацию об уровне дифференциации работающего населения по величине заработной платы можно получить с помощью коэффициента фондов. Коэффициент фондов рассчитывается службами статистики как соотношение среднего уровня денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10 % населения с самыми низкими доходами. Заменив средний уровень денежных доходов, на среднемесячную начисленную заработную плату, можно узнать, во сколько раз ее величина у 10 % наиболее высоко оплачиваемых работников больше, чем у 10 % работников с минимальной оплатой труда. По рекомендациям ООН, во избежание роста социальной напряженности в обществе, значение коэффициента фондов не должно превышать 10. Данное значение также можно принять в качестве порогового при изучении разрывов в заработной плате. Снижение значения коэффициента фондов можно считать признаком эффективной работы рынка труда. На достижение рыночного равновесия направлены действия служб занятости по трудоустройству безработных, поэтому еще одним показателем эффективности функционирования системы рынка труда, можно считать процент трудоустроенных безработных или коэффициент трудоустройства, рассчитанный как отношение численности трудоустроенных безработных к общей численности безработных. Коэффициент трудоустройства может принимать значения от 0 до 1. Чем ближе к 1, тем эффективнее функционирует система рынка труда.
«Анализ состояния рынка труда и трудовых ресурсов региона» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 98 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot