Экономическая наука характеризуется длительным путем развития: разрозненные экономические представления постепенно сменились современными строгими концепциями, объясняющими особенности развития субъектов хозяйствования и национальных экономик.
Экономика как наука о хозяйстве
Экономику как науку о хозяйстве можно разделить на два больших раздела:
- экономику домашнего хозяйства;
- экономику страны в целом.
Экономическая наука изначально подразумевала науку о домашнем хозяйстве («экономика» от греч. «oikos» – дом, хозяйство, «nomos» – учение, закон). Данное направление науки в 5 веке до н.э. изучали и развивали древнегреческие философы Ксенофонт и Аристотель.
В XV−XVI веках экономисты стали интересоваться управлением хозяйством уже в больших масштабах – национальных. Таким образом, в тот период понятие «хозяйство» охватывало не только отдельное домашнее хозяйство, но и экономику всей страны в целом, национальное хозяйство, что свидетельствовало о возрастающей роли государства в процессе первичного накопления капитала. Экономика стала более систематизированной и представляла уже науку о богатстве стран. Ученые выясняли, почему различаются степени богатства и бедности стран, и откуда берется это богатство.
Позже, в 1615 году во Франции появился термин «политическая экономия» (от греч. «politicos» – государственный, общественный и уже известного «oikonomia»), означавшее «искусство государственного управления хозяйством». Понятие «политическая экономия» отражало сосредоточение внимания именно на государственной национальной экономической политике.
Развитие направлений экономической мысли
Последовательно и иногда параллельно друг другу развивались такие основные направления экономической мысли как меркантилизм, физиократия, классическая и неоклассическая экономические теории, кейнсианство.
-
Меркантилисты (Т. Ман, А. Монкретьен и другие) были первооткрывателями в разработке концепции о богатстве. Они полагали, что богатство нации зависит от объемов золотых запасов и степени развития торговли, поэтому практическими рекомендациями для страны в то время были как можно меньший импорт и как можно больший экспорт товаров. Большего объема вывоза товаров можно было добиться за счет поощрения развития национального производства. Временными рамками господства меркантилизма считают XVI−XVIII века.
-
Физиократы (Ф. Кенэ, Д. Дидро и другие), в отличие от меркантилистов, основным источником богатства нации считали не торговлю, а сельское хозяйство. По их мнению, дополнительный продукт, то есть превышение произведенного продукта над потребленным, за счет чего и образуется богатство страны, создается именно в сельском хозяйстве. Производительным трудом физиократы считали лишь труд в сельском хозяйстве. Все остальные отрасли, как полагали представители данного направления, являются пользователями плодов сельского хозяйства. Учение физиократов получило развитие во второй половине XVIII века.
Классическая экономическая теория, основоположником которой является Адам Смит, раскрывала внутренние зависимости товарно- капиталистического общества и существо прибавочной стоимости. Классики (А. Смит, Дж. Ст. Милль, Ж.-Б. Сэй и другие) придерживались трудовой теории стоимости и в основе анализа они рассматривали наиболее общие, сущностные формы общественного производства. Кроме того, они поддерживали невмешательство государства в экономику. Неоклассики (А. Маршалл, А. Пигу, Л. Вальрас и другие) воспевали свободную конкуренцию как естественную силу регулирования экономических отношений.
Классическое и неоклассическое направления экономической науки характеризуются достаточно длительным периодом развития – с конца XVII века по XIX век.
Экономический кризис и Великая депрессия показали несостоятельность экономических взглядов, существовавших на тот момент. Свободная конкуренция была не в силах справиться с противоречиями и решить все социально-экономические проблемы общества. С этим связано появление нового экономического учения – кейнсианства (основоположник – Дж. М. Кейнс), подразумевающего активное участие государства в экономике страны. Уже позже, в 1970−80-х годах, чрезмерное вмешательство государства в экономику стало причиной замедления развития общественного производства, поэтому неоклассическое экономическое учение снова становится актуальным и остается таковым по настоящее время.