Теория общественного выбора – это раздел экономической теории, который занимается изучением способов и методов использования людьми государственных учреждений в целях реализации собственных интересов.
Общее представление о теории общественного выбора
Одним из экономических субъектов, который оказывает существенное влияние на развитие процессов в экономике, является государство. Поэтому логичным является то, что в структуре экономической теории появляются разделы, которые посвящены изучению государственного участия в экономической жизни общества. Одним из таких разделов является теория общественного выбора.
Теория общественного выбора изучает множество способов и методов, с помощью которых люди используют государственные (правительственные) учреждения в целях реализации своих собственных интересов. Основные предпосылки теории общественного выбора заключаются в следующем:
- Люди не разграничивают бизнес и политику, поэтому в политической сфере они действуют, преследуя свои личные интересы (принцип индивидуализма);
- Все люди (от избирателей до Президента) ведут себя рационально, что выражается в сравнении предельных выгод и предельных издержек (концепция «экономического человека»);
- Политика представляет собой процесс обмена (причем не очень рационального) налогов на общественные блага.
Теория общественного выбора предлагает рассматривать политический рынок так же, как и товарный. Отсюда государство представляется как место конкуренции людей за принятие политических решений, прежде всего, в части распределения государственных ресурсов.
Участники политического рынка имеют необычные права собственности. Так, избиратели имеют право на выбор свои представителей в органы государственной власти, депутаты имеют право на принятие общеобязательных законов, чиновники имеют право на реализацию законов и на контроль за их соблюдением.
Согласно теории общественного выбора, итоговые результаты голосования на выборах определяются конкретным регламентом принятия решений. Поэтому возможны случаи, когда голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ (так называемый, парадокс голосования или парадокс Кондорсе).
Этот парадокс может быть разрешен с помощью некоторых приемов. Например, лоббизм, который представляет собой оказание неполитическим субъектом влияния на представителей власти с целью принятия политического решения, выгодного для ограниченной группы избирателей. Или логроллинг, который заключается во взаимной поддержке депутатов друг друга путём «торговли голосами».
Бюрократия рассматривается как часть современного государства, которая не производит экономические блага, но находится в поиске политической ренты, т.е. деятельности, связанной с использованием политических институтов для получения или сохранения каких-либо экономических выгод. Бороться с бюрократией можно с помощью политико-экономического цикла, который:
- Нацелен на создание институциональной экономики:
- Базируется на приватизации;
- Заключается в развитии «мягкой инфраструктуры».
В силу ряда причин (возможность совершения ошибки, наличие временных лагов, несовершенство политического процесса и т.д.) государство в рыночных условиях не способно обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Поэтому методы государственного регулирования экономики должны быть обоснованы в строго ограниченных пределах, которые направлены исключительно на корректировку провалов рынка.
Реализация в России положений теории общественного выбора
В современной Российской Федерации можно найти множество примеров, которые подтверждают реализацию на практике положения теории общественного выбора. В частности, принцип индивидуализма проявляется через избрание в качестве депутатов законодательных собраний регионов или муниципалитетов районов и городов предпринимателей. После избрания они предпринимают попытки по принятию тех решений, которые бы облегчили ведение им и его партнерами предпринимательской деятельности.
Обычные граждане зачастую на бытовом уровне осознают политику как процесс обмена налогов на общественные блага. В большинстве случаев, когда они выражают недовольство состоянием дорог, качеством обслуживания в государственных органах, они используют выражение «я за что налоги плачу?» и т.п.
Лоббизм также имеет место в России, хотя он и не так развит, как в западных странах. Считается, что лоббисты постоянно пользуются таким инструментом, как отраслевые союзы и бизнес-ассоциации. Самыми влиятельными в России подобными объединениями можно назвать Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленную палату (ТПП), «Опору России», «Деловую Россию». Эти структуры тесно сотрудничают с федеральными органами государственной власти.
В России можно отметить особенности регламента принятия решений на голосовании. В последние годы распространение получила практика избрания депутатов законодательных органов по смешанной избирательной системе: половина – по пропорциональной, половина – по мажоритарной. Это дает преимущества лидирующей по рейтингам партии, которая не обладает абсолютным большинством (более 50%) поддержки среди населения, но по итогам выборов получает абсолютное большинство в парламенте.
Кроме того, по опросам граждан и представителей бизнес-сообщества высок уровень административной нагрузки. Это является примером деятельности бюрократии, которая не намерена сокращать себе объемы деятельности, продолжая доказывать необходимость проведения большого числа административных процедур и его дальнейшего увеличения.