Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Идея общественного процесса в истории социальной мысли

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Идея общественного процесса в истории социальной мысли
Содержание статьи

Идея общественного процесса

Определение 1

Общественный процесс – это ряд сменяющих друг друга событий, в которых участвуют целые поколения людей.

Критерии прогресса, выдвигающиеся на первое место, можно разбить на несколько групп:

  • первая группа – движение человечества конечному искуплению грехов – событию, давно определенному Богом, когда он создал мир;
  • вторая группа – достижения, возможные при достижении обществом определенного уровня изобилия;
  • третья группа – достижение принципиально новых уровней в познании природы и общества;
  • четвертая группа – достижение оптимального состояния общества и его социальной структуры;
  • пятая группа – идеальные условия для саморазвития свободы, выбора и равных жизненных возможностей.

Идея общественного прогресса – порождение Нового времени. Именно в этот период в сознании людей началось формирование представлений о поступательном, восходящем общественном развитии. В античности существовали и другие взгляды на прогресс. Например, Гесиод высказывал точку зрения о нисходящем общественном развитии, то есть от лучшего к худшему. Им было выделено пять веков истории человечества:

  • золотой;
  • серебряный;
  • медный;
  • героический;
  • железный.

Он считал самым лучшим золотой век, когда люди вели беспечный образ жизни и могли благоденствовать. Самый худший, по его мнению, - современный ему век, так его отличал большой эгоизм, всеобщее озлобление, зависть и различные болезни.

В античности существовали и другие представления, которыми оценивались те или иные изменения в жизни людей, направление от худшего к лучшему. Наиболее яркий пример – это древние греки, которые считая себя цивилизованным народом, противопоставляли себе окружающие их негреческие племена, варваров, у которых не было единого государства. Но, так как они знали, что ранее тоже пребывали в таком состоянии, они поняли необходимость объяснения пути перехода от варварства к цивилизации.

Готовые работы на аналогичную тему

Средневековое европейское сознание преимущественно ориентировалось на прошлое. Различные учения о будущем спасении представляли собой не идеи о прогрессе, а веру в торжество одного идеала. Были и другие, кто разрабатывал элементы концепции прогресса. Иоахим Флорский – итальянский мыслитель – видел во всемирной истории последовательную смену трех эпох и соотносил их с членами святой троицы. Он считал каждую последующую эпоху необходимым этапом в совершенствовании человечества, которое на третьем этапе должно достичь полной духовной свободы, мира и справедливости.

Развитие идеи общественного процесса

Идея общественного прогресса получила развитие в эпоху Просвещения. Исходными идеями этого периода были культ науки и разума и прогресс человечества. Просветители распространяли просвещение в народные массы. Они боролись за равенство, то есть сглаживание разрыва между бедными и богатыми. Роль движущей силы на себя должен был принять разум. С развитием и внедрением в жизнь людей, он изменял ее к лучшему. Разум борется с невежеством, суевериями и предрассудками. Развитие разума, по мнению просветителей – это процесс совершенствования производственной деятельности людей, смягчение нравов, установление определенного рода разумных форм общественно-государственного устройства, то есть достижения цивилизации.

Вольтер и Руссо – выдающиеся мыслители XVIII века – отрицали возможность существования общественного прогресса. Руссо считал, что прогресс не сможет охватить целое общество. Если люди в чем-то выиграют, то в чем-то и потеряют. Вольтер же утверждал, что мир всегда останется таким, как есть.

К середине XVIII века отмечается преобладание другой тенденции – рационалистической теории прогресса. В соответствии с данной теорией, человечество неуклонно идет по пути поступательного развития, двигаясь по восходящей линии, то есть совершенствуется. Основой такого прогресса являются достижения разума, отмеченные развитием науки, техники и искусства. Рационалистической теории прогресса свойственен одновременно социальный и человеческий характер, то есть антропологические черты.

Родоначальник рационалистической теории прогресса – Тюрго. Именно им впервые была сформулирована и обоснована данная теория. Он утверждал, что отличие мира животных от мира людей заключается в том, что у животных господствуют неизменные законы, а мир людей отличается изменчивостью и новизной. Знание языка и письменности позволяет людям передавать накопленный опыт из одной эпохи в другую, между поколениями. Тюрго считал человеческий род с самого момента его возникновения единым целым, пребывающим сначала на стадии младенчества, а затем прогрессивного развития.

Кондорсе – философ и математик – так же занимался разработкой теории рационалистического прогресса. Им была предложена более развернутая и законченная форма этой теории. Кондорсе говорил о то, что возможности человеческого разума безграничны, и он может достичь совершенства. Также он считал, что природа не устанавливала для человека никаких границ, и остановить его может только гибель планеты.

Сен-Симон видел в прогрессе универсальный закон природы, управляющий людьми вне зависимости от их воли. Основой общественного прогресса он считал разум, который воплощается в научных знаниях, технических достижениях, а также в личностях. Новое общество должно строиться на научных основах, следуя некоторым принципам:

  • уважение к труду, когда у каждого должна быть возможность трудиться;
  • взаимопомощь.

Эти два принципа он считал вершиной общественного прогресса, к которой должно прийти современное общество.

Огюст Конт – родоначальник социологии, обосновал идею общественного развития на основании понятия человеческой природы. Конт считал, что в природе людей уже заложено социальное чувство, благодаря которому и возможно существование человека на Земле. Развитие умственных способностей – определяющее в развитии всего социального чувства, а значит и всего общества.

Все названные выше идеи были сформированы до появления в отечественной социологии мыслителя Николая Константиновича Михайловского. Он не признал марксизм, так популярный в России 90-х годов XIX века, и был в противостоянии с русскими марксистами. Он поддерживал либерализм и доказывал невозможность капитализма в России, продвигая мысль о самостоятельной русской общине и об особых путях достижения социализма.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Альфия Зайнулловна Шайхутдинова

Эксперт по предмету «Философия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис