Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Теория общественного выбора

Все предметы / Экономическая теория / Теория общественного выбора

Общие сведения о теории общественного выбора

Определение 1

Теорией общественного выбора называют раздел экономической теории, в рамках которого изучаются способы и методы использования людьми государственных (правительственных) учреждений в своих собственных интересах.

Впервые о теории общественного выбора как о целостной научной концепции в экономике было заявлено в 1960-х гг. В её основу были положены три ключевых аспекта деятельности человека в политической сфере:

  • индивидуализм – люди, как правило, преследуют свои личные интересы, поэтому они не разграничивают политику и бизнес;
  • рациональность – все люди в своей деятельности руководствуются экономическим принципом, основанным на сравнении предельных величин: выгод и издержек (так называемая, концепция «экономического человека»);
  • возмездность – политика рассматривается в качестве процесса обмена уплаты налогов на получение общественных благ.

Теория общественного выбора предлагает проводить аналогию между политическим и товарным рынками. То есть государство – это особый рынок, на котором люди конкурируют между собой за доступ к распределению ресурсов, за влияние на принятие решений, за места на иерархической лестнице. Основными субъектами этого рынка являются избиратели, которые участвуют в голосованиях, депутаты, которые принимают законы, чиновники, которые исполняют принятые законы и контролируют их исполнение.

С точки зрения представителей теории общественного выбора государство рассматривается в качестве инструмента, которое было создано людьми для того, чтобы с его помощью достичь своих собственных целей. Однако в отличие от обычного инструмента государство не может управляться одним человеком, требуется реализация процедуры коллективного принятия решений. Коллектив состоит из большого числа индивидов, каждый из которых преследует собственные цели. Они могут сильно отличаться друг от друга, зачастую противоречить друг другу.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, предметом изучения теории общественного выбора являются общественные отношения, которые складываются между членами коллектива в процессе их взаимодействия. Её основными объектами изучения признаются коллектив, принимающий совместные решения, а также политики и бюрократы, которые «нанимаются» обществом для исполнения этих решений.

Роль голосования в теории общественного выбора

Главную роль в функционировании подобного рынка играет голосование, на котором избиратели выбирают своих представителей в органы государственной власти и местного самоуправления. Однако результаты голосования, проведенного на основе принципа большинства, не всегда способны достоверно отразить популярность среди населения тех или иных мнений, общественных позиций, политических взглядов, предпочтений относительно распоряжения экономическими благами. Они во многом зависят от принятого регламента подачи и подсчета голосов. Это противоречие в теории общественного выбора получило название парадокса голосования (парадокса Кондорсе).

Этот парадокс может быть решен несколькими способами. Наиболее распространенными из них являются лоббизм и логроллинг. Лоббизмом называют оказание неполитическим субъектом влияния на политиков с целью принятия политического решения, выгодного для ограниченной группы избирателей. Логроллинг представляет собой взаимную поддержку депутатов, которая осуществляется посредством «торговли голосами».

Наиболее часто встречается логроллинг в форме «бочонка с салом». Так обозначают общенациональный закон, который дополнен несколькими, слабо связанными с ним локальными предложениями, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Эти предложения («сало») будут добавляться до того момента, пока принятие закона не будет поддерживать большинство депутатов. Таким образом, удовлетворяя ограниченные местные интересы, часть политиков добивается принятия принципиально важных решений.

Концепция Бьюкенена о сущности общественного выбора

Основной целью политиков является переизбрание на предстоящих выборах. Для того, чтобы обеспечить получение большинства голосов избирателей, государственные деятели решают их задабривать. С этой целью увеличивают бюджетные расходы, разгоняя, тем самым, инфляцию. В этой ситуации возникает необходимость ужесточения государственного регулирования экономики, а это способствуют раздуванию бюрократического аппарата. А это, как правило, приводит к уменьшению его эффективности.

Реформировать существующую систему предлагает концепция Бьюкенена. Согласно её положениям, общественный выбор рассматривают как состоящий из двух уровней. Первый уровень представлен деятельностью по разработке и утверждению правил, норм поведения и процедур политической игры (Бьюкенен называл их совокупность «конституцией экономической политики»).

Например, необходимо утвердить правила принятия законодательных актов, согласования возможных способов финансирования бюджета и функционирования системы налогообложения. В их основу могут быть положены разные принципы принятия решений: простого большинства (1/2), квалифицированного большинства (3/5, 2/3, 3/4 и др.), единодушия (100%). Их комбинированное использование позволяет находить согласованные решения.

Второй уровень общественного выбора представлен практической деятельностью государства и его органов, в основе которой должны лежать принятые на предыдущем уровне правила и процедуры.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Экономическая теория»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис