Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принятие решений в отношении общественных благ

Определение 1

Общественные блага - это блага, ориентированные на потребление всеми гражданами общества, характеризующиеся неисключительностью, неизбирательностью и отсутствием конкуренции в получении доступа к ним.

Важной задачей формирования общественных благ является создание условий для коллективного выбора предпочтений в производстве и потреблении общественных благ. Граждане страны потребляют один и тот же набор благ. Но каждый гражданин имеет свои специфические интересы и потребности, приводящие к различию в объемах потребления. Это приводит к необходимости согласования общественных интересов для принятия оптимальных решений потребления общественных благ.

Совершение общественного выбора

Общественный выбор – это принятие коллективного решения гражданами в отношении вопросов производства, распределения, обмена и потребления общественных благ.

Инструментами выявления преобладающего мнения выступают органы государственной власти, формируемые на выборной основе. Организуются выборы, которые обеспечивают оценку населением предвыборных программ, выдвигаемых различными партиями и совершение выбора в пользу той из них, которая в максимальной степени отражает предпочтения, интересы, потребности и ориентиры граждан.

В итоге, население посредством определения индивидуальных представлений о полезности тех или иных действий приходит к выработке коллективных решений, определяющих воздействие на производство и распределение доходов.

Таким образом, реализуется интеграция экономики и политики. Совершение общественного выбора, принятие решений в отношении общественных благ реализуется в ходе организации голосования. Оно ориентировано на:

  • определение индивидуальных предпочтений;
  • согласование предпочтений граждан;
  • распределение издержек между членами общества.
«Принятие решений в отношении общественных благ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основными действующими лицами в теории общественного выбора являются избиратели, политики и органы государственной власти. Общественный выбор подлежит совершению в конкретные временные периоды. Голосование организуется через определенные временные промежутки. В его ходе осуществляется выбор кандидатов, предлагающих различные программы экономического развития. По каждому направлению экономического развития каждый кандидат выдвигает свои варианты деятельности. Избирателям необходимо совершить выбор в пользу одного кандидата, опираясь на сопоставление своих интересов и приоритетов с направлениями программы. Поскольку, отсутствуют возможности выбора нескольких депутатов, то выбор одного может неполноценно отвечать предпочтениям избирателя. Можно сделать вывод об ограниченности выбора избирателей при принятии решений в отношении общественных благ. Покупатели на рынке обладают более широким выбором причем с точки зрения не только наборов благ, но и информации, которая им предоставляется.

Совершение общественного выбора реализуется в двух вариантах:

  1. Единодушный выбор. Предполагается, что в ходе голосования произошло одобрение каждым избирателем принятого коллективного решения. Это обуславливает повышение доходов каждого члена общества, посредством принятия данного решения. Данный способ является самым эффективным, но труднореализуемым.
  2. Выбор большинства. Оно достигается в процессе голосования. Количество голосов избирателей, которое преобладает и обеспечивает совершения выбора. Данный вариант достаточно прост в реализации, но характеризуется рядом недостатков:

    • неэффективность принимаемых решений в силу ущемления интересов и предпочтений меньшинства;
    • навязывание взглядов большинства, приводящее к дискриминации в ресурсном потреблении и распределении.

Голосование является наиболее распространенным вариантом совершения общественного выбора.

Особенности процедуры голосования при принятии решений в отношении общественных благ

Практика избирательной системы показывает, что интересы среднего избирателя определяют исход выборов и победу политиков, выражающих его интересы. Каждый кандидат разрабатывает свою программу в направлении удовлетворения интересов среднего избирателя. Это приводит к формированию программ, обладающих сходными чертами. По сути, чего-то уникального кандидаты не предлагают. Происходит достижение эффективного равновесия в отношении предельных затрат и предельных выгод от общественного блага при соблюдении ряда требований. К ним относятся:

  1. Снижение величины предельной полезности блага для каждого избирателя. Это исключает возникновение резких циклических колебаний индивидуальных предпочтений избирателей.
  2. Выдвижение на голосование одного, ведущего вопроса, касающегося объемов производства общественного блага, подлежащего финансированию из бюджетной системы. Это обеспечивает точное выражение мнения избирателей по данному вопросу.
  3. Точность и полнота информации о долевом участии избирателей в затратах на общественное благо и о выгодах, которые они получат от его приобретения и потребления.
  4. Объективное, независимое отражение воли, предпочтений избирателей в ходе организации голосования. Голосование не может подвергаться влиянию заинтересованных лиц, а его итоги быть саботированы.

Эти требования являются значимыми, но их реальная практическая реализация является труднодостижимой. Потому, результаты голосования не всегда являются объективными, а принятие решений в отношений общественных благ эффективным.

Теорема К. Эрроу о принятии решений в отношении общественных благ

Принятие решений при совершении общественного выбора не всегда может быть реализовано в направлении совершения одновершинного» выбора. Важно нахождение совместимости рационального выбора и универсальности процедуры голосования. Давая ответ на вопрос разработка универсальной процедуры голосования, которая обеспечит достижение устойчивых результатов коллективного выбора, К. Эрроу разработал теорему невозможности. Ее основными положениями является невозможность разработки единого правила принятия рационального группового решения, отвечающего следующим условиям:

  1. Универсальность принимаемого решения. Невозможно достичь совершения универсального выбора с учетом всех возможных предпочтений.
  2. Единогласие. Невозможно обеспечить единогласного одобрения принимаемого решения множеством избирателей.
  3. Рациональность совершаемого выбора.
  4. исключение навязывание актуальности того или иного решения.
  5. Нейтральность принимаемого решения. Оно должно быть независимым от не относящихся к делу альтернативных вариантов.
  6. Недопустимость диктатуры.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot