Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Социально-психологический институционализм Т. Веблена

Все предметы / Экономическая теория / Социально-психологический институционализм Т. Веблена
Определение 1

Социально-психологический институционализм Т. Веблена – это одно из направлений экономической теории, согласно которому экономическая деятельность людей рассматривается как результат воздействия социальных институтов на их поведение.

Основы социально-психологического институционализма Т. Веблена

Американский экономист и социолог Торстейн Б. Веблен (1857-1929 гг.) считается основоположником такого направления в экономической теории, как институционализм.

Он родился, вырос и получил образование в США. В колледже его преподавателем был профессор политэкономии, известный представитель неоклассического направления Дж. Кларк. Однако дальнейшая научная судьба Т. Веблена привела его к формированию критического настроения по отношению к господствовавшей в то время и преподававшейся в университетах США неоклассической доктрине.

Наибольшую известность он получил после публикации в 1899 г. его первой работы – «Теория праздного класса». Кроме того, Веблен является автором таких книг, как «Теория делового предприятия» (1904 г.), «Инстинкт мастерства» (1914 г.), «Инженеры и система цен» (1921 г.) и «Отсутствующая собственность и коммерческое предприятие в Новое время» (1923 г.). Эти работы посвящены изучению не только экономических проблем, но и проблем в сферах философии, социологии, этнографии, археологии, географии и др.

Т. Веблен стал одним из первых широко применять в экономической теории данные социальной психологии. Это он объяснял тем, что экономическое поведение человека обуславливается не только экономическими, но и внеэкономическими факторами. Т.е. он предложил объяснять экономическое поведение человека в его социальном аспекте.

Веблен не согласился с одним из основных положений классической политической экономии о том, что человек стремится к получению максимальной выгоды для себя, а все его действия подчиняются «арифметике пользы». По мнению Веблена, человек не исчисляет как машина ощущения наслаждения и страдания. Следовательно, экономическое моделирование поведения человека на основе принципов утилитаризма и гедонизма неприменимо.

Готовые работы на аналогичную тему

Веблен утверждал, что поведением человека управляют инстинкты. Американский социолог перечислил следующие присущие человеку инстинкты:

  • инстинкт мастерства – в человеке изначально заложено стремление к творческой деятельности;
  • инстинкт праздного любопытства – представляет собой продолжение инстинкта игры в качестве одной из форм познания окружающего мира;
  • родительский инстинкт – проявление к ближнему заботы;
  • воинственный инстинкт – предрасположенность к конфликтам, противостояниям, решению вопросов силовым путём;
  • инстинкт стяжательства – заключается в стремлении улучшить свое положение за счет других.

Первые три инстинкта по своему содержанию являются позитивными, а последние два – негативные.

Учение Веблена об инстинктах является своеобразным аргументом против системы свободного предпринимательства в обществе. Именно наличие негативных инстинктов обуславливает случаи несовпадения или даже антагонизма интересов частного и общественного секторов экономики.

В теории Веблена институциональный отбор выступает причиной выделения в обществе двух типов людей: миролюбивого и воинственного. Как правило, преобладает воинственный тип, из-за чего современного человека с процессом эволюции можно рассматривать как варвара, представителя хищного типа, мысли и поступки которого определяются институтом частной собственности.

Технократическая концепция Т. Веблена

Т. Веблен имел критический взгляд на экономическую систему капитализма, что объединяло его учение с марксистским. Он считал, что в капиталистическом обществе существует два противоположных начала:

  • начало «индустрии», т.е. сфера материального производства, в основе которой лежит машинная техника и которая представлена менеджерами, рабочими, инженерно-техническим персоналом, заинтересованными в совершенствовании производства;
  • начало «бизнеса», т.е. все, что связано с извлечением прибыли – реализация продукции, денежное обращение и т.д. (представителей бизнеса не интересуют процесс производства и его материальные результаты).

Существование этих начал приводит к главному противоречию капитализма – между общественным характером процесса производства и частнокапиталистической формой присвоения. Интересы индустрии объективно отвечают интересам общества, чего нельзя сказать о бизнесе. Причем по мере развития общества указанное противоречие только углубляется.

Теория Веблена говорит о двух стадиях развития капитализма – стадия господства предпринимателя и стадия господства финансиста. По итогам последней стадии формируется «праздный класс» предпринимателей, которые все больше зарабатывают за счет не развития производства, а спекулятивных операций с финансовым капиталом.

Веблен считал, что это противоречие может быть разрешено в результате передачи власти технократии, т.е. технической интеллигенции, носителям специальных технических знаний, которые нацелены не на получение прибыли, а на организацию наилучшей работы промышленности. Передача власти должна произойти в результате забастовки технических специалистов и добровольного отказа «праздного класса» от власти.

Таким образом, Веблен, выдвинув один из первых вариантов технократической концепции, положил начало распространению в экономической теории принципа технократизма. Являясь неразрывно связанными с положениями социально-психологического институционализма, данные теоретические представления несли в себе большой научный потенциал и впоследствии оказало весьма значительное влияние на последующее развитие не только экономической, но и ряда других общественных наук.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Maksim Maksimov

Эксперт по предмету «Экономическая теория»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис