Понятие рынка в экономической теории
В теории экономики рынок представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между субъектами рынка в сфере движения товара и денег. Данные отношения строятся на взаимном согласии, конкуренции и эквивалентности.
Рынок включает в себя систему договоров (сделок) купли-продажи товаров и услуг, в которые каждый день вступает каждый потребитель (например, покупка продуктов в магазине).
Виды и состав рынка
В соответствии с территориальными границами рынок бывает:
- Местный рынок, находящийся в пределах региона, города и др.,
- Национальный рынок (внутренний),
- Мировой рынок.
Рынок рассматривается в качестве широкой системы (товарно-рыночное хозяйство), состоящей из двух подсистем:
- Товарное производство,
- Рынки, воссоединяющиеся при помощи прямых и обратных связей.
Функции рынка
Особые функции рынка составляют обратные связи.
Среди функций рынка можно выделить следующие:
- Интеграционная функция, посредством которой происходит соединение сферы производства и потребления;
- Контрольная функция (в процессе рыночного обмена непосредственно выявляется качество и количество созданной продукции);
- Рыночный обмен как способом осуществления экономических интересов продавца и покупателя.
Система рынков
Система рынков представляет собой единую совокупность большого числа рынков с различным назначением. Данная совокупность образуется под влиянием ряда факторов:
- Многократное расширение рыночного пространства в условиях индустриального и постиндустриального производства (превращение натурального хозяйства в товарное, превращение рабочей силы в предмет купли-продажи, развитие сферы оплачиваемых духовных благ и услуг и др.);
- Создание современным производством большого количества различных полезных благ, которые всесторонне удовлетворяют потребности развитого человека.
- Выход общественного разделения труда за пределы производства и охват им рыночной сферы, в которой появились специализированные рынки, продвигающие особые блага до момента потребителей.
- Широкое распространение акционерных обществ, продажа акций и других ценных бумаг на особом рынке.
- Появление развитого рынка иностранной валюты по причине ускорившегося роста международных экономических связей.
Отрасли рыночной системы
В рыночной системе достаточно определенно можно выделить несколько крупных отраслей:
- Рынки потребительской продукции, подразделяемые на большое количество подотраслей, которые реализуют продовольственные и непродовольственные товары (сюда входит и рынок жилья);
- Продажа средств производства (реализация вещественных факторов производства, в том числе оборудования, транспортных средств, зданий, сооружений, сырья, топлива, электроэнергии и др.);
- Рынки услуг, включающие многообразные виды сервиса (финансовые и страховые операции, бытовое и коммунальное обслуживание, культурно-социальные, духовные и прочие услуги);
- Рынок труда, состоящий из работодателей и наемных работников;
- Рынки научных и опытно-конструкторских разработок (продукты научного исследования, которые готовы к производственному освоению);
- Рынок ссудных капиталов, представляющий собой сферу купли-продажи временно свободных средств, которые используются в производственных целях;
- Рынок ценных бумаг, которые включают в себя акции, облигации и другие документы, приносящие доход;
- Рынок валют, состоящий из национальных и международных учреждений, осуществляющих покупку, продажу, обмен иностранных денежных единиц и прочие денежные расчеты с другими странами;
- Рынок духовных благ (купля-продажа продуктов интеллектуальной деятельности).