Рыночный механизм – это механизм формирования цен, распределения ресурсов и взаимодействия субъектов рынка касательно установления цен, объема производства и реализации товаров
В основе функционирования, развития и регулирования современной экономической системы мира лежит рыночный механизм. Он предполагает, что субъекты экономической жизни свободны, действуют в собственных интересах, независимо и самостоятельно.
Потребности этих субъектов и их возможности для удовлетворения в экономической теории описываются такими категориями, как спрос и предложение. Они представляют собой важнейшие элементы рыночного механизма.
Спрос как элемента рыночного механизма
Платежеспособные потребности людей (то есть количество благ, которые они желают и готовы приобрести) характеризуются понятием спроса. Величина спроса, которую принимает во внимание рынок, демонстрирует тот объем товара, который может быть куплен покупателями (потребителями) в данный момент времени по определенной цене. Обязательным условием для учета этой возможности (то есть желания и готовности покупателей) является наличие у них соответствующего объема денежных средств, которые, тем самым, должны подтвердить их потребности.
Для развития рынка фундаментальное значение имеют объем и направления изменения спроса. Оно осуществляется в соответствии с, так называемым, законом спроса. Он состоит в том, что в ситуации роста цены при сохранении значений всех прочих факторов сокращается то количество товара, которое потребитель способен купить. Это означает, что между спросом на товар и ценой на него существует обратно пропорциональная зависимость.
На математическом языке чаще всего (но не всегда, из этого правила есть исключения) закон спроса оформляется в виде гиперболической кривой, представленной формулой:
y = a / x + e.
На графике спрос выражается в форме выпуклой вниз кривой, которая движется из левого верхнего угла в правый нижний угол. Если спрос будет увеличиваться, то графически это отобразится смещением этой кривой вправо вверх, а если наоборот – уменьшаться, то, соответственно – влево вниз.
На выбор покупателя, то есть на спрос оказывает влияние не только изменение цены, но и ряд неценовых факторов, наиболее важными из которых являются:
- доход потребителей – он является главным источником обеспечения потребности покупателя, то есть его учета рынком; рост доходов, как правило, способствует увеличению спроса на продукцию, а их сокращение – к снижению спроса;
- цены на взаимозаменяемые товары (например, яблоки и груши) – если цена на яблоки увеличится, то спрос на груши увеличится, и наоборот;
- цены на взаимодополняющие товары (например, теннисные ракетки и мячи) – если цена на теннисные ракетки увеличится, то спрос на теннисные мячи уменьшится, и наоборот;
- ценовые ожидания потребителей – если ожидается повышение цен на товар в будущем, то спрос на него в настоящем увеличится, и наоборот;
- вкусы и предпочтения потребителей, которые определяют всю суть спроса на конкретный товар.
Характеристика предложения как элемента рыночного механизма
Когда какой-нибудь экономический субъект выражает готовность совершить сделку по продаже товара, изготовленного и доставленного им на рынок, возникает предложение. Отсюда следует, что величина предложения представляет собой то количество продукции, которое производитель (покупатель) в течение определенного периода времени желает и готов произвести и предложить к продаже на рынке по определенной цене.
По аналогии с законом спроса также сформулирован закон предложения. Он заключается в том, что во время увеличения цены на товар при прочих равных условиях объем предложения также будет увеличиваться. То есть между ценой на товар и объемом его предложения существует прямо пропорциональная зависимость. На графике предложение выражается в форме выпуклой вниз кривой, которая движется из левого нижнего угла в правый верхний угол. Если предложение будет увеличиваться, то графически это отобразится смещением этой кривой вправо, а если наоборот – уменьшаться, то, соответственно – влево.
На объем предложения товара помимо цены оказывают влияние несколько неценовых факторов:
- издержки производства, обусловленные ценами на факторы производства – при их повышении снижается выгодность производства товаров, что уменьшает их предложение;
- величина налогов – их повышение снизит мотивацию производителей, за чем последует уменьшение предложения;
- цены на сопряженные товары – их повышение будет означать наличие для производителей более привлекательного направления приложения их капитала, что вызовет снижение предложения на данный товар.
Сущность равновесного состояния рынка
Когда спрос на товар и его предложение совпадают на условиях, приемлемых как для потребителей, так и для покупателей, на рынке возникает ситуация рыночного равновесия. Оно достигается в результате взаимодействия спроса и предложения.
На графике рыночное равновесие выражено пересечением между собой кривых спроса и предложения. Точка, в которой они пересекаются, называется точкой равновесия. Она характеризуется, с одной стороны, объемом (количеством) продукции, которая будет реализована на рынке, а с другой стороны, ценой на неё, по которой данная сделка будет заключена. Эта цена также называется равновесной.
Рынок стремится к тому, чтобы установилось устойчивое равновесие. Оно характеризуется тем, что после любого отклонения от рыночного равновесия последует возвращение рынка к первоначальному состоянию.