Функции экономической теории
Экономическая теория, являясь сферой научных знаний, служит ключевым средством поиска наиболее оптимальных методик и схем распределения ресурсов среди членов общества.
Между тем, поиск оптимальных моделей распределения благ является необходимым по причине того, что для ресурсов характерна их ограниченность, а потребности человека непрерывно увеличиваются.
Чтобы обеспечить данную задачу и учесть все факторы, экономическая теория на практике затрагивает разные сферы деятельности человека, поэтому реализует различные функции.
В экономической теории выделяются следующие функции:
- Познавательная. Данная функция в большей степени выражается в исследовании процессов, факторов и причин различных явлений экономики. С ее помощью можно определить закономерности, по которым развиваются народное хозяйство и технологический прогресс. В рамках познавательной функции изучается и накапливается информация о развитии экономик различных государств и в разное время, анализируется хозяйственная деятельность отдельных предприятий, а также их взаимодействие между собой. Также на основе анализа формируются теоретические знания, представленные в форме научных материалов, исторических данных и практических схем.
- Практическая функция, также называемая прагматической. Она проявляется в разработке схем и принципов хозяйственной деятельности. Другими словами, практическая функция – это применение, разработанных при анализе и изучении истории экономики, методик для получения положительного результата и рационального распределения ресурсов и благ среди населения. Познавательная функция – это постановка проблем, а прагматическая – их решение.
- Методологическая функция представляет собой производную от базисной познавательной функции для практической. Она заключается в выявлении единых направлений экономического развития в зависимости от общественно экономической формации, актуальной для данного государства и создающей определенную точку зрения на процессы развития и главные проблемы экономики в данное время. К примеру, в социалистическом и капиталистическом обществе наблюдаются различные принципы экономических взаимоотношений, а также используются разные методики их осуществления.
- Воспитательная. Данная функция является важнейшей в экономической теории, поскольку она обеспечивает формирование в обществе определенного мировоззрения на различные экономические явления. При этом, общественное восприятие экономических процессов косвенно сказывается на межличностных отношениях и идеологии. В первую очередь воспитательная функция обеспечивает формирование трудовых отношений, а также прав, свобод и обязанностей населения перед обществом и государством.
- Критическая (аналитическая) функция. Оцениваются и выявляются недостатки различных форм производства, распределения ресурсов, рассматриваются дифференцированные подходы к определенным явлениям хозяйственной деятельности. В рамках данной функции критикуются все методики без исключения, поэтому совершенствуются и разрабатываются наиболее рациональные схемы.
- Прогностическая функция. Ее суть заключается в попытках предсказать развитие некоторых ситуаций, основываясь на предыдущем опыте. Так, учитывая опыт и данные прошлых периодов, можно определить ключевые направления и предположительные результаты будущего периода. Прогностическая функция важна на любом уровне экономических отношений, как на государственном, так и на уровне конкретного предприятия.
Без осуществления функций экономической теории невозможно решить такие задачи:
- Построить развитое общество;
- Обеспечить безопасные и стабильные деловые отношения;
- Равно распределять материальные блага и социальную защиту;
- Обеспечить безопасный технологический прогресс в обществе.
Характеристика познавательной функции
На познавательную функцию экономики оказывает существенное влияние идеология, однако, воздействие экономической идеологии на процессы познания явлений в экономике неоднозначно. Как правило, идеология определяет односторонний характер исследования экономических процессов и явлений. Под анализ попадает только лишь то, что соответствует в какой-то мере хозяйственным и идеологическим целям общества. Это подтверждают воззрения разных экономических школ на одни и те же явления.
Например, приверженцы марксистской школы сосредотачивают свое внимание на исследовании производственного процесса, роли товаропроизводителей, значимости труда для создания прибавочной стоимости, так как это соответствует идеологической концепции. Между тем, марксисты как бы не замечают другую сторону вопроса – роль потребителей произведенных товаров, поскольку это не включено в их идеологию. Последователи неоклассической теории наоборот, не заостряют внимание на процессе производства и роли труда в экономике, а рассматривают товары, т.е. результаты труда, как нечто данное, которое принадлежит субъектам хозяйствования. В данном случае наблюдается идеологическая ограниченность, приводящая к двоякому результату: хозяйственные проблемы глубоко рассматриваются, а полный анализ всей системы хозяйствования игнорируется.
Таким образом, познавательный процесс осуществляется в определенном идеологическом поле. В это же время данному процессу присуща относительная самостоятельность. Это создает возможность снижения отрицательного идеологического влияния на экономическую теорию.
Познавательная функция призвана определить научный подход к решению различных вопросов, разработать концепцию. Осуществление познавательной функции предполагает не только исследование поведения субъектов хозяйствования на различных уровнях экономики, но и анализ и описание системы противоречий экономики. Ранее экономические противоречия анализировались достаточно глубоко, но в настоящее время преобладает противоположная тенденция.