Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и сущность рыночного механизма саморегулирования

Все предметы / Экономическая теория / Понятие и сущность рыночного механизма саморегулирования

Описание внутреннего механизма саморегулирования рыночных систем

Основу современной экономической системы, то есть системы хозяйственной деятельности людей, составляют рыночные принципы. Согласно им, производители (продавцы) и покупатели различных товаров, работ, услуг могут беспрепятственно вступать друг с другом во взаимоотношения по поводу их купли-продажи. Под беспрепятственностью в данном случае понимают отсутствие каких-либо требований к этим лицам в части входа на рынок и выхода из него, определения объёма и цен предлагаемой / приобретаемой продукции, совершения окончательного выбора в пользу того или иного контрагента.

Описанные выше характеристики рыночных систем предопределяют их функционирование на основе действия внутреннего механизма саморегулирования производства, распределения, обмена и потребления продукции. Этот механизм состоит из четырёх главных факторов, тесно взаимосвязанных друг с другом:

  • рыночные цены – это выраженная в денежном измерении стоимость продукции – объекта купле-продажи, которая сформировалась на основе взаимодействия спроса и предложения;
  • спрос на продукцию – это тот объём продукции (в количественном измерении), которые потребители хотят (то есть имеется потребность) и готовы (то есть имеется платёжеспособность) приобрести по заданной цене в течении определённого промежутка времени;
  • предложение продукции – это тот объём продукции (в количественном измерении), которые производители хотят (то есть имеется заинтересованность) и готовы (то есть имеются производственные мощности и запасы) реализовать (продать) по заданной цене в течении определённого промежутка времени;
  • конкуренция – это совокупность факторов ведения на рынке соответствующей деятельности производителями (продавцами) и покупателями, которые обеспечивают их соперничество (друг с другом и между собой) за лучшие условия и результаты производства, купле-продажи товаров, работ, услуг.

Взаимодействие на рынке спроса и предложения на условиях конкурентной борьбы, в результате которой устанавливаются рыночные цены, рассматривается автоматической, саморегулируемой системой, которая может функционировать без какого-либо вмешательства (прежде всего, государственного). Эта идея в настоящее время лежит в основе экономической политики правительственных органов большинства стран мира.

Готовые работы на аналогичную тему

Конкуренция как основа рыночного механизма саморегулирования

Считается, что именно конкуренция обеспечивает полноценное действие рыночного механизма саморегулирования. Она проявляется в столкновении нескольких разнонаправленных интересов: производители (продавцы) стремятся произвести товары дешевле, а продать подороже; потребители – купить эти товары подешевле, но и покачественнее; наёмные работники – получить большую заработную плату за меньший объём затраченного труда и т.д. В этих условиях всем участникам рыночных отношений приходится идти на взаимные уступки, в результате которых каждая из сторон как приобретёт определённую выгоду, так и понесут определённые убытки.

Конкурентная борьба между участниками рыночных отношений может вестись в одной из двух форм – либо как ценовая конкуренция, либо как неценовая конкуренция. Ценовая конкуренция заключается в соревновании цен – продавцы предлагают товары по более низкой цене, чем конкуренты (это осуществляется за счёт снижения цен, предоставления скидок и премий, организации распродаж), а покупатели, наоборот, пытаются стать единственными или первыми собственниками товара в результате покупки по более высокой цене.

Неценовая конкуренция состоит в противостоянии с конкурентами по другим факторам, несвязанным с ценами. Это, например, может быть:

  • оснащение производства более совершенными техническими средствами, что обеспечивает повышение качества и надёжности продукции;
  • предложение клиентам дополнительных услуг и гарантий;
  • обеспечение послепродажного обслуживания продукции;
  • осуществление активной и целенаправленной маркетинговой политики (оформление товара в части использования логотипов, совмещения цветов, размещения информации) и т.д.

Применение подобных методов конкурентной борьбы должно привести к дифференциации продукта, которая заключается в его видоизменении и обновлении, наделении "фирменными" чертами. Следовательно, у потребителей значительно расширяется выбор.

Таким образом, именно конкуренции отводится значительная роль по стимулированию (то есть повышению объемов), с одной стороны, и по рационализации (то есть снижении затрат), с другой стороны, хозяйственной (производственной) деятельности людей. Компании, у которых не получается удовлетворить этим требованиям, становятся убыточными и оказываются вынужденными уйти с рынка, чья эффективность от этого только возрастает.

Замечание 1

Главной действующей силой, которая угрожает конкуренции как таковой, является процесс монополизации рынка. Этим термином называют процесс концентрации рыночной власти у одного единственного производителя (то есть занятия им большей доли на рынке).

Рыночный механизм саморегулирования является несовершенным, поскольку в своём беспрепятственном развитии он допускает возникновение монополий. Поэтому объективно необходимо вмешательство государства в экономическое развитие посредством, в частности, принятия антимонопольного законодательства.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Maksim Maksimov

Эксперт по предмету «Экономическая теория»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис