Описание внутреннего механизма саморегулирования рыночных систем
Основу современной экономической системы, то есть системы хозяйственной деятельности людей, составляют рыночные принципы. Согласно им, производители (продавцы) и покупатели различных товаров, работ, услуг могут беспрепятственно вступать друг с другом во взаимоотношения по поводу их купли-продажи. Под беспрепятственностью в данном случае понимают отсутствие каких-либо требований к этим лицам в части входа на рынок и выхода из него, определения объёма и цен предлагаемой / приобретаемой продукции, совершения окончательного выбора в пользу того или иного контрагента.
Описанные выше характеристики рыночных систем предопределяют их функционирование на основе действия внутреннего механизма саморегулирования производства, распределения, обмена и потребления продукции. Этот механизм состоит из четырёх главных факторов, тесно взаимосвязанных друг с другом:
- рыночные цены – это выраженная в денежном измерении стоимость продукции – объекта купле-продажи, которая сформировалась на основе взаимодействия спроса и предложения;
- спрос на продукцию – это тот объём продукции (в количественном измерении), которые потребители хотят (то есть имеется потребность) и готовы (то есть имеется платёжеспособность) приобрести по заданной цене в течении определённого промежутка времени;
- предложение продукции – это тот объём продукции (в количественном измерении), которые производители хотят (то есть имеется заинтересованность) и готовы (то есть имеются производственные мощности и запасы) реализовать (продать) по заданной цене в течении определённого промежутка времени;
- конкуренция – это совокупность факторов ведения на рынке соответствующей деятельности производителями (продавцами) и покупателями, которые обеспечивают их соперничество (друг с другом и между собой) за лучшие условия и результаты производства, купле-продажи товаров, работ, услуг.
Взаимодействие на рынке спроса и предложения на условиях конкурентной борьбы, в результате которой устанавливаются рыночные цены, рассматривается автоматической, саморегулируемой системой, которая может функционировать без какого-либо вмешательства (прежде всего, государственного). Эта идея в настоящее время лежит в основе экономической политики правительственных органов большинства стран мира.
Конкуренция как основа рыночного механизма саморегулирования
Считается, что именно конкуренция обеспечивает полноценное действие рыночного механизма саморегулирования. Она проявляется в столкновении нескольких разнонаправленных интересов: производители (продавцы) стремятся произвести товары дешевле, а продать подороже; потребители – купить эти товары подешевле, но и покачественнее; наёмные работники – получить большую заработную плату за меньший объём затраченного труда и т.д. В этих условиях всем участникам рыночных отношений приходится идти на взаимные уступки, в результате которых каждая из сторон как приобретёт определённую выгоду, так и понесут определённые убытки.
Конкурентная борьба между участниками рыночных отношений может вестись в одной из двух форм – либо как ценовая конкуренция, либо как неценовая конкуренция. Ценовая конкуренция заключается в соревновании цен – продавцы предлагают товары по более низкой цене, чем конкуренты (это осуществляется за счёт снижения цен, предоставления скидок и премий, организации распродаж), а покупатели, наоборот, пытаются стать единственными или первыми собственниками товара в результате покупки по более высокой цене.
Неценовая конкуренция состоит в противостоянии с конкурентами по другим факторам, несвязанным с ценами. Это, например, может быть:
- оснащение производства более совершенными техническими средствами, что обеспечивает повышение качества и надёжности продукции;
- предложение клиентам дополнительных услуг и гарантий;
- обеспечение послепродажного обслуживания продукции;
- осуществление активной и целенаправленной маркетинговой политики (оформление товара в части использования логотипов, совмещения цветов, размещения информации) и т.д.
Применение подобных методов конкурентной борьбы должно привести к дифференциации продукта, которая заключается в его видоизменении и обновлении, наделении "фирменными" чертами. Следовательно, у потребителей значительно расширяется выбор.
Таким образом, именно конкуренции отводится значительная роль по стимулированию (то есть повышению объемов), с одной стороны, и по рационализации (то есть снижении затрат), с другой стороны, хозяйственной (производственной) деятельности людей. Компании, у которых не получается удовлетворить этим требованиям, становятся убыточными и оказываются вынужденными уйти с рынка, чья эффективность от этого только возрастает.
Главной действующей силой, которая угрожает конкуренции как таковой, является процесс монополизации рынка. Этим термином называют процесс концентрации рыночной власти у одного единственного производителя (то есть занятия им большей доли на рынке).
Рыночный механизм саморегулирования является несовершенным, поскольку в своём беспрепятственном развитии он допускает возникновение монополий. Поэтому объективно необходимо вмешательство государства в экономическое развитие посредством, в частности, принятия антимонопольного законодательства.