Принципы политической экономии меркантилизма
Рассматривая вопрос о принципах политической экономии, необходимо обратить внимание на то, что в наиболее общем виде принципы любой науки могут быть определены следующим образом:
Принципы науки – это основные исходные начала научного исследования, характеризующие ключевые идеи и направления соответствующей отрасли знаний.
Таким образом, может быть сделан вывод о том, что принципы политической экономии – это динамичная категория, подвергающаяся изменениям в зависимости от того, о каком из ее направлений идет речь. В этой связи представляется целесообразным рассмотрение принципов политэкономии путем последовательного анализа основных начал ключевых политико-экономических течений.
Исторически первой научной школой, содержание исследований которой подпадает под характеристику политико-экономических, выступил меркантилизм, возникновение и активное распространение которого происходило в период XV-XVII вв. В качестве ключевых принципов меркантилистской политической экономии следует назвать:
- Принцип активного вмешательства государства в хозяйственную сферу общественной жизни;
- Принцип проведения внешнеэкономической политики протекционизма, направленной на поддержку внутреннего товаропроизводителя, наращивания внутреннего валового продукта, обеспечения занятости населения, путем установления высоких ввозных таможенных пошлин, субсидирования национальных производителей и т.д.;
- Принцип сосредоточения драгоценных металлов в стране. Поскольку меркантилисты видели в качестве ключевого источника богатства золото, ими обосновывалась необходимость пресечения и сурового наказания любых попыток вывоза золота и серебра из государства;
- Принцип активного торгового баланса, достижение которого обеспечивалось путем вывоза готовых товаров, произведенных в стране заграницу с целью их последующей продажи.
- И т.д.
Принципы классической политической экономии
Как было отмечено выше, на ранних этапах развития политической экономии преобладал принцип необходимости государственного вмешательства в экономические процессы и сферу хозяйствования, как единственно возможный способ формирования богатства и благополучия государства.
Однако, в конце XVII – начале XVIII вв. на смену соответствующим идеям приходит принцип экономического либерализма, провозглашающий невмешательство государства в экономическую жизнь общества. Именно этот принцип был положен в основу формирования течения классической политической экономии. В основе содержания рассматриваемого принципа лежали следующие положения:
- Функционирование явлений и процессов в сфере хозяйствования подчинено действию экономических законов, реализация которых подобна реализации законов природы;
- В результате действия экономических законов гарантированно устанавливается «естественная гармония» в хозяйствовании;
- Государственное вмешательство в функционирование экономики не только не является необходимым, но и, более того, может оказываться вредным для эффективности действия соответствующих явлений и процессов;
- Во внешней, международной торговле принцип экономического либерализма предполагает свободную торговлю, то есть обмен товаров без ограничения экспорта и импорта и установления каких-либо таможенных пошлин и ограничений – т.н. фритредерство.
Кроме того, классиками политической экономии был предложен принцип функционирования в экономике «невидимой руки рынка», то есть существования определенного объективного рыночного механизма, координирующего принятие экономически значимых решений покупателями и продавцами. Иными словами, результатом претворения на практике идей принципа экономического либерализма способствует эффективному использованию ресурсов, правильному установлению цен на товары и ресурсы, а также достижению равновесия между спросом и предложением.
Принципы марксистской политической экономии
Следующим ключевым этапом истории развития политической экономии может быть названо формирование идей политической экономии Карла Маркса, который анализируя наработки последователей классической политэкономии, дополнил их идеей и принципом прибавочной стоимости.
Основная идея К. Маркса в этой сфере заключалась в том, стоимость товаров необходимо оценивать как величину овеществленного труда, которая предполагает независимость стоимость от спроса и предложения на рынке, а указывает не то, что она определяется количеством вложенного (затраченного) труда.
В этой связи, Маркс указывал на то, что прибавочная стоимость по своей сути выражается в разнице между созданной в процессе труда новой стоимостью (превышение трудовой стоимости товара над стоимостью ранее овеществлённого труда – сырья, материалов, оборудования) и стоимостью рабочей силы, величина которой, как правило, выражается в размере заработной платы работника, которая была затрачена для создания этой новой стоимости.
Кроме того, в рамках марксисткой политической экономии был предложен принцип выделения конкретного и абстрактного труда, где:
Конкретный человеческий труд – это разновидность деятельности, необходимой для производства определенной вещи, обладающей потребительской стоимостью.
Таким образом, конкретный труд отличен от всех иных видов труда, производящих другие вещи, не связан каким-либо образом с текущей организацией труда и правом собственности и может быть осуществлен исключительно в связи и с опорой на силы природы.
Абстрактный труд – это качественно однородный, обезличенный человеческий труд, сопоставимый с трудом другого человека.
Иными словами, абстрактный человеческий труд – это, своего рода, усредненный для текущих условий производства в конкретном обществе труд, осуществляемый в виде физиологической затраты человеческой рабочей силы, и выступающей источником стоимости, проявляемой в процессе эквивалентного обмена.