Взаимодействие государства и рынка – это совокупность взаимосвязей, которые установились между органами государственной власти и участниками рыночных отношений, элементами рыночной инфраструктуры, что выражается в оказании взаимного влияния друг на друга.
Общие сведения о взаимодействии государства и рынка
Один из актуальных вопросов современной науки и практики экономической деятельности заключается в том, каким образом должны быть организованы отношения между государством и рынком. С одной стороны, государство – это институализированное объединение всех членов общества, проживающих на одной территории, которое в исключительном порядке наделено полномочиями по применению мер принуждения. С другой стороны, рынок – это совокупность членов общества, которые производят и потребляют различные блага; рынок является материальной основой для жизнедеятельности общества.
Большое число ученых создали научные труды, которые были посвящены вопросам взаимодействия государства и рынка. В то же время практика разработки и реализации государственной экономической политики также внесло свой вклад в формирование представлений о принципах построения взаимоотношений между государством и рынком.
На данный момент в экономической теории выделяют следующие модели взаимодействия государства и рынка:
- модель «невидимой руки»;
- модель «помогающей руки»;
- модель «грабящей руки».
Характеристика взаимодействия государства и рынка по модели «невидимой руки»
По мнению Адама Смита, рынок функционирует на основе действия, так называемой, «невидимой руки». То есть отдельные индивиды, преследуя исключительно собственные цели, способствуют повышению благосостояния всего общества. Рыночные условия заставляют людей действовать так, чтобы они получили такие результаты, которые способствуют реализации общественных отношений.
В настоящее время в качестве примеров стран, в которых государство и рынок взаимодействуют на основе принципов модели «невидимой руки», можно привести страны Западной и Центральной Европы (например, Великобритания, Швейцария, Италия и др.). Правительства этих стран, как правило, соблюдают действующие законы, а действие договоров, заключенных между экономическими агентами, защищается системами судебных и правоохранительных органов.
Государство в лице своих органов, учреждений, компаний редко вмешивается в экономику и в действие рыночных механизмов. Благодаря этому коррупция в перечисленных выше странах распространена слабо.
Таким образом, взаимодействие государства и рынка по модели «невидимой руки» сводится к тому, что государство не вмешивается в рыночный механизм распределения ресурсов, а выполняет, по сути, единственную главную функцию – защищает права собственности. То есть решающая роль отводится рыночным силам.
Характеристика взаимодействия государства и рынка по модели «помогающей руки»
В настоящее время в качестве примеров стран, в которых государство и рынок взаимодействуют на основе принципов модели «помогающей руки», можно привести страны Южноазиатского региона (например, Китай, Южная Корея, Сингапур и др.). Правительства этих стран, как правило, используют имеющуюся у них власть для того, чтобы оказывать помощь предприятиям и предпринимателям.
Органы государственной власти в этих странах зачастую встают на защиту коммерческих контрактов. Однако подобное положение дел способствует развитию организованной коррупции: защита и помощь оказываются в первую очередь тем, кто «договорился с нужными людьми». Это отчасти подрывает традиционный механизм хозяйственной жизни, но этот порядок экономических взаимоотношений продолжает существовать (причем достаточно успешно).
Таким образом, взаимодействие государства и рынка по модели «помогающей руки» заключается в формировании государством общих условий функционирования рынков, которые по задумке должны ещё и стимулировать хозяйствующие субъекты к дальнейшему развитию. В частности, в сложные кризисные периоды оказывается помощь участникам рынка.
Характеристика взаимодействия государства и рынка по модели «грабящей руки»
В настоящее время в качестве примеров стран, в которых государство и рынок взаимодействуют на основе принципов модели «грабящей руки», можно привести бывшие республики Советского Союза (например, Киргизия, Армения, Украина и др.). Правительства этих стран, как правило, используют имеющуюся у них власть для того, чтобы с активов государства и иных лиц получать ренту.
Государственной защиты гражданских договоров практически нет. Эту функцию государства в искаженном формате исполняют мафиозные и криминальные группировки. При этом в первую очередь подобные группировки организуются во властных, бюрократических аппаратах. Представители данных групп реализуют грабительское регулирование экономических отношений в стране. Вести бизнес в этих странах обычно небезопасно, рискованно и невыгодно (без соответствующих связей, а именно – силовой поддержки).
Кроме того, данная модель взаимодействия государства и рынка создает благоприятные условия для развития коррупции. Причем она носит, как правило, дезорганизованный характер, поскольку даже в криминальном поле мало кто хочет подчиняться и сотрудничать – все стараются действовать по-своему и продавливать свою точку зрения.
Таким образом, взаимодействие государства и рынка по модели «грабящей руки» обуславливается тем, что органы государственной власти преследуют собственные корыстные цели, поэтому они фактически не занимаются защитой прав собственников и предпринимателей (не говоря ещё об оказании им помощи).
Отсюда следует вывод, что самые тяжелые последствия для национальных рынков и экономики в целом несет модель «грабящей руки».