Сущность издержек дефицита
Издержки дефицита — это расходы, которые возникают по причине ограниченности каких-либо материальных ресурсов в определенном периоде времени.
Издержки дефицита включают несколько групп потерь:
- производственные потери, которые связаны с приостановкой процессов производства из-за недостатка необходимых материалов или с необходимостью замена материалов на другие по более высоким ценам;
- размер потерянных доходов в случаях невыполнения заказов, когда потенциальный заказчик вынужден обращаться к другим изготовителям (в подобной ситуации под издержками дефицита понимаются потери прибыли);
- дополнительные расходы, которые возникают в тех случаях, когда приходится ждать выполнения заказа.
Издержки дефицита достаточно сложно вычислить и предсказать. На практике современные предприятия сталкиваются с двумя группами издержек дефицита: жесткие и мягкие издержки дефицита.
Жесткие и мягкие издержки дефицита
Жесткие издержки дефицита связаны непосредственно с возникновение факта дефицита и теми действиями, которые требуются для ликвидации этого дефицита. Данная группа издержек может быть определена довольно точно.
Жесткие издержки включают расходы на выдачу дополнительного заказа, а именно:
- издержки на осуществление поиска дополнительных поставщиков; расходы на размещение дополнительной заявки или заказа;
- стоимость маркетинговых исследований и мониторинга дополнительной поставки;
- стоимость мониторинга организации транспортировки дополнительного заказа;
- возможные потери в случае закупки продукции по более высоким ценам;
- расходы на транспортировку.
Мягкие издержки дефицита обусловлены теми последствиями возникшего дефицита, которые к непосредственным действиям не приводят. К мягким издержкам относятся:
- упущенные доходы от продаж;
- потеря корпоративного имиджа;
- потеря постоянных клиентов;
- сокращение рыночного сегмента покупателей;
- утрата времени.
На практике мягкие издержки дефицита редко поддаются анализу, поскольку их измерить практически невозможно.
Управление издержками дефицита
При появлении дефицита работу с запасами предприятие может осуществлять по двум схемам.
Первая схема подразумевает, что наступление дефицита — это невозможность удовлетворять заявки на текущие отгрузки, в результате чего клиенту отказывают, в последующем запасы восполняются в прежних размерах.
Согласно второй схеме, из-за дефицита спрос клиентов откладывается до тех пор, когда будет получена следующая поставка, размер которой должен учитывать проявившийся во время поставки дефицита. В данной ситуации поставка, следующая за дефицитом, должна быть больше, чем предыдущая поставка для покрытия не только текущего спроса, но и ранее заявленного, но неудовлетворенного. Такая схема работы получила название «отложенный спрос».
При выборе той или иной схемы для работы (с учетом или же без учета дефицита) необходимо соизмерить те затраты, которые понесет организация при этом.
При значительных издержках дефицита и высокой стоимости расходов на хранение увеличенной партии в случае отложенного спроса, организация может создавать повышенный уровень запасов, поскольку это экономически оправдано. Если издержки дефицита ниже, чем расходы по хранению запасов увеличенной партии (отложенный спрос), организация не может формировать дополнительный запас и будет заинтересована отказать клиентам в заявках.
Для установления оптимального размера заказа в ситуациях дефицита следует сопоставить издержки дефицита и затраты на хранение запаса, именно анализ этого соотношения позволит определить, каким образом можно повысить закупку для покрытия отложенного спроса.