Основными представителями кембриджской школы маржинализма считаются выдающиеся экономисты Альфред Маршалл и Артур Пигу.
А. Маршалл
Наиболее существенный вклад в развитие данной школы был внесен Альфредом Маршаллом (1842-1924). Основные взгляды экономиста были изложены в его известном труде «Принципы политической экономии» и, можно с уверенностью сказать, что именно они дали начало принципиально новому на то время направлению экономической науки – неоклассической экономической теории.
В своих исследованиях экономисты кембриджской школы основной акцент делали на механизме рыночного формирования цен. Альфред Маршалл в своих трудах указывал на то, что рыночный механизм, который функционирует в условиях неограниченной конкуренции, устанавливает устойчивую зависимость предложения и спроса от цены. Однако, с другой стороны, как он отмечал, рыночный механизм также работает и в прямо противоположном направлении (то есть определяет движение цены соотношениями предложения и спроса). Таким образом, в кратко- и долгосрочной перспективе, то спрос, то предложение, поочередно, выполняют роль основного регулятора цены.
Серьезный теоретический и практический интерес представляют собой исследования проблем спроса на отдельные товары, а точнее – разработанная Маршаллом концепция эластичности спроса. Ученый видел спрос на тот или иной товар в тесной зависимости от таких 3 основных факторов:
- предельная полезность
- рыночная цена
- денежный доход, который направляется на потребление.
Ведущая роль в созданной кембриджской школой теории предложения отведена предельным издержкам, под которыми экономисты подразумевают затраты на производство последней единицы того или иного товара. Альфред Маршалл отождествлял предельные издержки с ценой предложения (то есть, с той минимальной ценой, по которой хозяйствующий субъект все еще готов продавать свой товар). Экономисты данного направления экономической мысли в предельных издержках видели сумму доходов (доходы предпринимателя, процент на капитал, заработная плата), которые достаются собственникам тех или иных факторов производства.
Что касается еще одного ключевого для кембриджской школы понятия, такого как предельная полезность, то она равняется той максимальной цене, которую покупатель все еще согласен заплатить за тот или иной товар. Другими словами, предельная полезность представляет собой верхний предел колебаний рыночной цены.
А. Пигу
Является знаменитым учеником и последователем Альфреда Маршалла.
В центре «Теории экономического благосостояния» Артура Пигу лежит понятие «национальный доход», под которым ученый подразумевает множество экономических благ, которые покупаются за деньги. Данный показатель, по мнению Пигу, и является основной мерой общественного благосостояния.
Пигу также выделяет понятие «индивидуальное благосостояние», в которое он, помимо всего прочего, включает показатели качества жизни (такие как условия отдыха, безопасность, жилищные условия, состояние окружающей среды и т. д.).
Другой фактор, который оказывает существенное влияние на благосостояние – это распределение дохода. Пигу был убежден в том, что передача определенной части дохода от людей состоятельных к несостоятельным может увеличивать благосостояние общества.
Пигу указывал на проблемы расточительства при использовании природных ресурсов. Известный экономист считал, что особенности механизма работы свободного рынка служат причиной возникновения конфликтов между частными и общественными интересами. Таким образом, государство призвано принимать меры, направленные на защиту интересов будущих поколений.
Роль кембриджской школы маржинализма в современной экономической науке
Развитие кейнсианства и появление макроэкономики в значительной мере ослабили влияние кембриджской школы на современную экономическую мысль. Тем не менее, подвергнутые определенное переоценке, многие идеи кембриджской школы все еще удерживают достаточно прочные позиции в современной экономической теории.