Сущность издержек
Издержки фирмы представляют собой денежные расходы (траты), осуществляемые в процессе создания и реализации товара.
Издержки призваны покрывать оплату материалов (сырьё, топливо, энергию), заработную плату сотрудников, амортизационные расходы, расходы по управлению производства и сбыта.
В процессе продажи продукции ее стоимость превращается в деньги, при этом предприятие получает денежную выручку.
Часть выручки компенсируется издержками, другая дает прибыль, ради которой организовано производство. Можно сделать вывод, что издержки производства – это величина прибыли, уменьшенная на стоимость товара.
Минимизация издержек
Минимизация издержек является стратегией первого типа, которая нацелена на:
- извлечение долгосрочной прибыли,
- рост устойчивого финансового положения фирмы,
- повышение конкурентоспособности компании на долгосрочную перспективу,
В процессе минимизации издержек производства происходит рост прибыли за счет минимизации трудовых затрат, использования более производительного оборудования, экономичных видов материалов и сырья, экономии на масштабах производства.
Способы снижения издержек
Существует несколько способов снижения издержек предприятия:
- Путем экономии от масштаба – в процессе увеличения производства у фирмы появляется возможность достижения более низкого уровня издержек и распределения фиксированных издержек, которые могут быть связаны с научно-исследовательской или рекламной деятельностью на большее количество выпускаемой продукции.
- Использование опыта – снижение издержек производства по мере приобретения предприятием новых знаний, позволяющих ему повышать эффективность работы.
- Эффективное использование мощностей – минимизация издержек путем использования производственных мощностей в полную силу.
- Связь – определение уровня издержек одного вида значением других. К примеру, фирма по сравнению с конкурентами, применяет более дорогостоящие и качественные материалы, компенсируя издержки этого вида низкими производственными издержками и затратами на обслуживание. При этом большие затраты одной из областей не всегда означают низкую эффективность.
- Установление взаимоотношений, при которых затраты могут быть распределены между несколькими видами продукции или отделами (например, научно-исследовательским отделом и подразделением, в котором обрабатываются заказы).
- Вертикальная интеграция, при которой фирма сама выполняет функции, которые обычно осуществляют сторонние подрядчики (например, транспортировка продукции).
- Своевременность – если фирма выйдет первой на рынки, то она получит преимущественное положение по издержкам, поскольку на этапе создания имиджа и марки не всегда требуются большие затраты, раннее освоение рынков впоследствии обеспечит минимальные издержки.
- Месторасположение фирмы, то есть, например, территориальная разобщенность функциональных подразделений может негативно сказаться на управленческих, административных и трудовых издержках, а также издержках по закупке материалов.
- Внешние факторы, среди которых могут быть налоговые ставки, нормативы, определенные профсоюзными организациями, федеральное и региональное регулирование.
- Маркетинговая стратегия, реализуемая посредством факторов, которые направлены на увеличение полезности товаров, также может оказать влияние на издержки. Фирма несет огромные издержки, когда наделяет продукцию различными особенностями и предоставляет дополнительные услуги. Возмещение этих расходов происходит за счет более высоких цен на товар или продажи их в большем количестве.