Понятие спроса в экономике
Спрос – это количество блага, которое готовы купить потребители по текущей цене в конкретный момент времени.
Экономика строится на производственном процессе, включающем в себя этапы создания, распределения, последующего сбыта и потребления продукции конечным покупателем. Долгое время производство определяло объем выпуска, оно же устанавливало цену, исходя из размера понесенных издержек.
В условиях рыночной экономики определяющим фактором цены и объема выпуска является спрос. Он демонстрирует то количество товара, которое готовы купить потребители в текущий момент времени по установленной цене. Стоит отметить, что спрос включает в себя всю совокупность альтернатив, которыми обладает покупатель, при осуществлении выбора. График показывает, как меняется спрос под воздействием колебания цен:
Рисунок 1. График изменения спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Спрос и цена обратно зависимы друг от друга, что выражается в законе спроса. То есть, рост цен приводит к уменьшению потребительского спроса, и наоборот. Снижение сцены благ приводит к активизации покупательной способности субъектов хозяйствования. На графике видно, что кривая спроса видоизменяется относительно колебания цен. Кроме того, кривая спроса показывает изменения объема потребления под влиянием различных факторов.
Необходимо различать спрос и величину спроса. Первый показывает то количество благ, которое готов приобрести совокупный покупатель вне зависимости от ценового изменения. Второй демонстрирует количество услуг и товаров, приобретаемых по текущей цене. На спрос могут воздействовать следующие факторы:
- Психологические ожидания потребителя.
- Цены на товары, способные заменить требуемый.
- Уровень доходов населения.
- Тенденция моды, предпочтения и вкусы покупателей.
- Демографическая ситуация.
Перечисленные факторы являются неценовыми, под их влиянием кривая спроса двигается вверх вправо или вниз влево соответственно, при увеличении и уменьшении спроса.
Что влияет и не влияет на эластичность спроса по цене
В широком смысле, эластичность – это зависимость двух величин друг от друга. А именно реакция одной на изменение другой. Если говорить об эластичности спроса, то зависимость выражает изменение его объема при колебании цены на 1%.
Изменение величины спроса происходит под влиянием неценовых и ценовых факторов. Если цена увеличивается, то спрос снижается, и наоборот. Таким образом, ценовая эластичность подвергается влиянию:
- Товаров-субститутов, способных полностью или частично заменить рассматриваемый товар.
- Небольшое изменение цен, которое не оказывает существенного влияния на поведение потребителя.
- Приверженность потребителей одному торговому знаку.
- Временной период, имеющийся в распоряжении покупателя. Чем длиннее временной промежуток, тем эластичнее спрос.
- Доля товара во всей покупательской корзине потребителя.
Влияние оказывает метод производства блага, сроки его хранения. Цена остается неизменной только в условиях идеальной конкурентной борьбы. В условиях несовершенной конкуренции цена колеблется.
Большая часть благ имеет отрицательный показатель эластичности, из-за действия закона спроса. Как правило, рассчитывается значение модуля, без отрицательного знака. Однако, существуют ситуации, когда коэффициент имеет положительное значение, например, в случае товаров Гиффена. К ним относят редкие блага, товары роскоши, крупные покупки, требующие больших единовременных трат, легкозаменяемую продукцию. В эту категорию можно включить и плохо заменяемые товары (хлеб, бензин), обязательные для человека покупки.
Виды эластичности
Коэффициент эластичности практически всегда отрицателен. В некоторых случаях он может иметь знак плюс. Спрос эластичен тогда, когда значение эластичности больше единицы. В этом случае изменение объема спроса будет значительном при любом колебании цен. При этом производитель испытает нехватку средств для производственных расходов. В случае равенства единице, говорят о нейтральной эластичности спроса. Выручка остается в прежнем объеме, а цена и спрос изменяются пропорционально друг другу. Если Е меньше 1, то спрос считается неэластичным. Колебание цен даст менее выраженное изменение величины спроса.
Эластичность спроса по цене была рассмотрена выше. Существуют еще несколько видов эластичности спроса:
- Точечная эластичность показывает зависимость изменения объема спроса от колебания цены на товар. Если E = 0, то объем спроса остается неизменным. В промежутке от -1 до 0 объем спроса увеличивается на меньший процент, чем цена. Если E = -1, то изменение цены и объема спроса пропорционально. Если E меньше -1 и стремится к минусовой бесконечности, то падение объема спроса безгранично.
- Дуговая эластичность рассчитывается тогда, когда колебание цены или объема спроса значительно. Речь идет о 5% и более.
- Эластичность по доходу так же показывает изменение объема спроса в зависимости от результата дохода и его изменения на 1%.
Факторами, оказывающими влияние на эластичность, будут степень значимости товара для домашнего хозяйства, консерватизм, эффект Гиффена. Измерение этого вида эластичности может показать категорию товара, относится ли он к нормальным или малоценным благам. Здесь прослеживается следующая зависимость. При росте доходов увеличивается объем спроса, если E показывает значение больше 0. В случае, если эластичность больше единицы, то объем спроса растет быстрее, чем доходы. В промежутке от 0 до 1 речь идет о товарах первой необходимости. А при значении коэффициента эластичности меньше 0, о неполноценном или низшем товаре. В этих случаях при росте доходов объем спроса увеличится незначительно, либо напротив, снизится. Если благо нейтрально для покупателя, то изменение цен на него не сыграет значимой роли в изменении коэффициента эластичности.