Характерные черты австрийской школы экономики
Австрийская школа представляет собой такое направление экономической теории, в котором основой ценообразования считается концепция «предельной полезности», но игнорируется теория трудовых затрат. Возникновение данного течения произошло в 80-х годах 19-го века в Австрии. На начало 20-го века к известнейшим представителям австрийской школы относились: Г.Госсен, Ф.Визер, К.Менгер и другие. В 20 веке рассматриваемое направление развивали Л.Мизес, Ф.Хайек, Г.Хаберлен.
Цель австрийской школы экономики состояла в установлении общих типов явлений хозяйственной деятельности и открытии точных законов экономики, которые идеально характеризуют хозяйственные процессы.
Приверженцы австрийской школы отрицали общественно необходимые затраты, т.е. объективное основание ценообразования, а считали таким основанием субъективную полезность «предельного экземпляра», который удовлетворяет предельную потребность в некотором товаре. Стоимостная оценка благ зависит от соотношения запасов этих благ и потребностей в них, с увеличением запасов при определенном уровне потребностей предельная полезность и стоимость благ снижаются, а с ростом запасов – повышаются. Следовательно, ценность благ находится в зависимости от интенсивности потребностей.
Долгое время австрийское направление экономической теории рассматривалось в западной литературе экономического характера как движущая сила маржиналистской революции, достигнувшее меньших успехов по сравнению с остальными, так как не имело математического аппарата. Такое его понимание сложилось в середине 1930-х годов, в период образования новой кейнсианской революции. Однако, при ослаблении кейнсианства в начале 1970-х годов и усилении интереса к вопросам макроэкономического анализа выяснилось, что австрийская школа имеет некоторые существенные особенности, отличающие ее от неоклассической парадигмы.
Таким образом, лозаннская и кембриджская школы маржинализма оказались менее долговечны, чем австрийская школа, имеющая наиболее четко очерченный вид.
Методы и основные положения
Методологической основой австрийской школы является абстрактно-дедуктивные методы исследования в политической экономии, которые предусматривают абстрагирование от обстоятельств усложняющего характера.
В трудах К.Менгера были сформулированы методологические принципы австрийского направления экономической теории.
В австрийской школе основным предметом политической экономии считалось изучение не экономических отношений людей, а явлений экономической деятельности с позиции сознаний хозяйствующих субъектов. Считалось, что все общество капиталистического типа является механической совокупностью субъектов хозяйствования, которые связаны только лишь рыночными отношениями. Задача политической экономии состояла, по мнению теоретиков австрийского направления, в изучении отношений купли-продажи и открытии на их основе вечных, естественных законов общественного экономического развития.
Основные положения австрийского течения:
- Отказ от применения математических методов в исследованиях;
- Характерной чертой большинства представителей школы был субъективизм;
- Акцентирование внимания на изучении психологических особенностей потребительского поведения;
- Акцент на структуре капитала и изменчивости во времени при изучении проблем макроэкономического характера.
Австрийской школой была разработана теория предельной полезности. Предельной полезностью в данном случае является ценность благ, зависящая от соотношения запасов этих благ и потребностей в нем.
«Шкала Менгера» относится к главной модели предельной полезности, которая выражается в попытке объяснения места каждого блага на шкале полезностей и степени потребностей в нем.
Буржуазно-апологетическая теория процента и прибыли, выдвинутая австрийской школой, являлась противопоставлением марксистскому учению в области прибавочной стоимости. В данной ситуации источник процента просматривался в разнице, которая возникает между наиболее высокой субъективной оценкой блага как блага настоящего и менее высокой оценкой производственных средств как будущих благ. Трудовая деятельность при данной теории рассматривается как будущее благо, а, значит, в каждый момент она должна оплачиваться ниже стоимости произведенной продукции. Также категорически отрицается капиталистическая эксплуатация.
Выводы и теории австрийской школы послужили началом применения теории предельной полезности в развитии буржуазной концепции экономики социалистического типа.
Достоинства и недостатки австрийской школы
Положительные аспекты австрийской школы экономики:
- Попытки определения ценности товаров и услуг их степенью полезности.
- Определение необходимости учета ограниченности благ при определении их ценности. Данная идея была позаимствована представителями австрийской школы у Д.Рикардо.
- Бем-Баверк выделил абстрактную полезность, которая представляет собой возможную общую полезность некоторых благ, независящую от их запасов, и конкретную полезность. Под конкретной полезностью понимается реальная полезность данных благ, которая при насыщении потребности в них для других последующих единиц будет ниже предыдущей.
- Было определено влияние на стоимость товаров колебаний в спросе и предложении, в связи с насыщением потребностей в данных товарах.
- Визер и Джевонс обосновали термин «предельная полезность», ее величину.
- Было определено влияние субъективных оценок индивидов на образование цен.
К недостатку австрийского направления относится понятие о том, что механизм уравнивания предельной полезности осуществляется только при уже имеющихся ценах и доходах потребителей. Это говорит о сомнительности тезиса о вычислении цен при помощи предельной полезности благ, основываясь на субъективных оценках, зависимых от цен.