Знак в дизайне
Все работы в области графического дизайна представляют собой единство знаков.
Знак – это реально существующий феномен, который воспринимается чувствами человека. Он является своеобразным представлением вещи, характеристики или взаимоотношений, применяется для восприятия, передачи и обработки данных.
Семиотикой называют научную дисциплину, которая исследует знаки и комплексы знаков.
Структура знаков необычна. Все знаки формируются из:
- Означающего. То есть физической части данных, выражения мысли. В рамках графического дизайна в качестве означающего выступает непосредственно изображение.
- Означаемого. То есть идеальной части данных, содержательной. В рамках графического дизайна в качестве означаемого выступает товар для рекламы или же идейный комплекс работы.
Знак является итогом взаимовлияния означаемого и означающего. Так, например, при помощи знака – изображения – можно показать, как товар может утолить жажду или сэкономить деньги. Композиционно знак является отношением идеи и графического выражения.
Виды знаков
Выделяют следующие типы знаков:
- знак-индекс;
- иконический знак;
- знак-символ.
Иконический знак подразумевает совпадение идеи и графического выражения. В таком случае рисунок очень похож на объект изображения. Означаемое и означающее соотносятся друг с другом на основе подобия. Получается, что иконический знак имеет мотивацию – рисунок оправдывается тем, что изображается.
Возможно уравнять иконичность и изобразительность. Практически все реалистичные рисунки можно называть иконическими знаками. Также к числу иконических знаков относятся фотографии и пиктограммы. Нельзя создать иконический знак для чего-то абстрактного. То есть, нельзя показать реалистично, что такое зло или красота.
Сейчас в дизайне иконический знак – это изображение, которое служит для коммуникации визуального типа. Получается, что в рамках дизайна иконический знак – не реалистичный рисунок, а стилизация, которая схожа с исходным объектом. Для визуальной коммуникации знак должен быть упрощен, потому что его нужно быстро считывать. Например, подобными знаками являются знак гардеробной, туалетной комнаты и т. д.
Знак-индекс – это тип знака, в котором частично не совпадают смысл и графическое выражение. Рисунок и основная мысль соотносятся друг с другом условно, они похожи лишь по своей сути.
В данном типе знака не существует прямой взаимосвязи между означаемым и означающим, однако есть косвенная. Такой знак имеет слабую мотивацию. Приведем простой пример: человек понимает, что другой человек находится в хорошем расположении духа по знаку-индексу улыбке. Получается, что знак-индекс – лишь намек на конкретную мысль.
Формально в знаке показывается определенное содержание, но для того чтобы его воспринять, нужно обладать какими-то дополнительными знаниями. К примеру, кивать головой в культуре постсоветских стран равно соглашению с мыслью, которую озвучивает человек. Кивок является своеобразным знаком-индексом, для восприятия которого нужно знать немного о культуре страны.
Именно поэтому знаки-индексы нередко используются для формирования фирменного стиля, в логотипах, в рекламе. К примеру, из-за того, что в рекламе пивной продукции нельзя применять человеческие образы, используются индексные обозначения в виде звукового сопровождения и предметов.
Знаком-символом называется такой знак, в котором полностью не совпадают графика и содержание. У данного знака нет абсолютно никакой мотивации. Также нет никакой связи между означаемым и означающим в рамках данного знака.
Его можно назвать одним из самых диалектических, потому что, если не существует никаких отношений между означаемым и означающим, они формируют отношения тождества. Рисунок и объект изображения в данном знаке формируют единство.
Сущность понятия «символ»
Символом является комплекс понятий, который сворачивается до единственного составляющего со статусом существующего в жизни предмета.
Представим простой пример: в качестве символа может выступать флаг определенной страны. Означаемым в данном случае является государство, а означающим выступают, а примеру, полосы. Они в сущности никак не соотносятся с целой страной, однако символически могут ее отражать. Символом также называют черту, которая позволяет опознать предмет/явление/понятие. В случае с государством его представляет флаг.
У символа нет единой трактовки, он обладает большим количеством значений. Например, у государственного флага нет единой концепции расшифровки, с цветами флага и элементами на нем можно привести большое количество ассоциаций.
У знака-символа нет изобразительности, он также не имеет реалистичности. Возможно понимание символа. Прекрасным примером в данном случае является работы символистов. Человек, который рассматривает картины символистов, увидит простые и понятные явления и предметы. На таких работах изображены скалы, люди, однако полный смысл возможно понять только после расшифровки всех символов. Без этого невозможно понять весь смысл произведения.
Искусство развивается таким образом, что иконичность и символичность постоянно находятся в оппозиции. Иконичностью называют создание произведения для того, чтобы показать изображаемое. Символичностью называют создание изображения для передачи основной мысли произведения.
Глубокая символичность наблюдается у исторических текстов вроде религиозных трактатов. В современном мире символами считаются светофорные цвета, буквы в алфавите. Также существуют поведенческие символы вроде снятия шляпы в качестве приветствия, аплодисменты в качестве награды за хорошее выступление. Символы также существуют в этикете: ярким примером является ношение обручальных колец. Они показывают, что сердце человека уже занято. В научной среде символами выступают формулы, знаки для математических вычислений и решения задач в химии.
Ярким примером символа в рамках графического дизайна считается логотип, который не соотносится напрямую с тем, что продает компания. Также символом являются бренд-герои, которые представляют бренд. Примером является зайчик из рекламы батареек Energizer. Никакой связи между зайцем и батарейками не существует, однако она создается посредством рекламы. Если человек будет часто видеть этот образ, то связь между феноменами будет сформирована.
Знаки бывают:
- простые (логотип);
- сложные (сформированные из нескольких сложных элементов).
Простой пример сложного знака – реклама. Ее составляющими являются более простые знаки вроде логотипа, продукции, героя и др. Все знаки введены в огромную знаковую систему, что формирует несколько дополнительных значений для знака. К примеру, сумка в графике может указывать на туалет для дам, гардеробную. Трактовка знака зависит от того, где конкретно находится он.
Расширенной знаковой системой является интерьер. Именно в нем знаки графики получают вспомогательные трактовки. Система знаков формируется бесконтрольно, из-за чего может изменяться идея изображения.