Что такое язык дизайна
Язык дизайна – очень трудный для понимания и объяснения термин. Он подразумевает не только внешний вид изображения и воздействие интерфейса на пользователя.
У каждого языка есть собственный словарь, со своими лексическими единицами, а также свод правил и терминологическая база для успешной коммуникации. Цель каждого существующего в мире языка – заставить делать, а не только говорить. Язык дизайна преследует ту же цель.
Язык дизайна – цельный словарь визуальных единиц, связанных между собой шаблонов, которые вместе регулируют создание мощного визуального контента с неповторимым настроением и атмосферой. Данный язык является специальным языком коммуникации всей дизайнерской команды компании. Он обладает собственной грамматической базой, которую создают заказчики.
Визуальный язык не всегда основывается на визуальном алфавите. Алфавит в дизайне обозначает реально принятые решения, которые серьезно ограничивают использование языка дизайна. Алфавит несет в себе рекомендации для определенного продукта бренда. Жесткие ограничения, которые становятся алфавитом языка, мешают в полной мере исследовать все возможности языка дизайна. Из-за этого стоит сначала дать волю мысли дизайнеров, посмотреть на результаты вольной работы, а потом уже создать алфавит дизайна и загнать их в рамки.
Субъективность как основа языка дизайна
Внешняя привлекательность визуальной продукции во многом зависит от восприятия ее конкретным человеком. То есть, проявляются отношения субъектности. Все люди, работники компании, не только дизайнеры, могут обладать своим мнением, которое нередко нельзя сформировать четко. Эта нечеткость создает ощущение неоправданности и необоснованности обратной связи.
Язык дизайна во многом развивается благодаря тому, что люди смотрят на визуал через призму своего восприятия. Субъективность, которая выступает одним из ограничителей, изменяет визуальный язык.
Субъектность строится на концепции и задачах продукции. Эти два критерия являются самыми важными данными для определения главных правил субъективного восприятия языка дизайна.
Перед началом работы над дизайн-проектом и, соответственно, выработки языка дизайна, необходимо провести интервью с заказчиком и определить, чем его продукт отличается от остальных на рынке, какие стремления, цели у компании есть, какова концепция ее развития.
Представим разработку дизайн-проекта для издательства книг для подростков. Компания называется Young. Продукт этой компании – лучшие книги для подростков на рынке. Компания предлагает большой выбор литературы разных жанров. В издательстве представлены книги, которые еще не переводились на русский язык никогда. У Young большие тиражи, красивые обложки и интересные истории.
Стремление этого издательства – сравняться по популярность с АСТ или ЭКСМО. Основная цель – дать подросткам такие истории, которые им бы действительно нравилось читать. Концепция компании – подростки счастливы, что читают то, что им нравится, а не скучную литературу из школьной программы.
Из этого интервью можно взять несколько ключевых слов для мудборда – каркаса языка дизайна. В мудборде окажутся компании АСТ, ЭКСМО.
Далее нужно сформировать принципы дизайна. Издательство Young ориентируется на две крупные корпорации – АСТ и ЭКСМО. Значит, визуально все сайты, рекламные страницы, баннеры и т. д. должны быть по концепции похожи на два этих издательства. Можно взять похожую цветовую гамму, поработать с абстракциями и т. д. Но важно не копировать полностью тот язык дизайна, который создали АСТ и ЭКСМО. Новая компания должна отличаться по визуалу.
В мудборд можно вписать ключевые слова, которые станут основой для языка дизайна новой компании: популярность, молодежность, доступность, интерес. На основе этих слов можно начать создавать первые дизайн-проекты, конструировать язык дизайна.
После можно показать работы конкурентам. Они выделят плюсы и минусы визуала. Использовать конкурентов при создании своей продукции очень важно. Стоит понять, к кому могут уйти потенциальные покупатели и сделать все, чтобы они остались в твоей компании. В процессе разработки визуала нужно опираться на опыт конкурентов, свой опыт, мысли коллег и т. д.
После утверждения первичной идеи, можно начинать работать с алфавитом языка дизайна. Визуальная грамматика – свод правил и рекомендаций, которые будут использованы в языке дизайна.
На начальных этапах визуальная грамматика будет выглядеть следующим образом:
- Области, которые отвечают за конкретные функции, получили свою окраску.
- Области исследования контента остаются белыми для побуждения человека к изучению.
- Темные области ориентируются на выполнение задач.
- Области, которые созданы для выполнения задач, располагаются в нижней части.
- Для акцента на призыве к действию можно развить и перекрыть изображение, не использовать акцентный цвет.
Важным элементом языка дизайна является цветовая палитра. Она задает настроение, создает определенную атмосферу. Основой всех гамм должны быть нейтральные цвета вроде черного и белого. Они должны располагаться на большей части визуала. Другие цвета добавляются по желанию заказчика.
К элементам языка дизайна относятся:
- шрифт;
- цветовая палитра;
- радиус закругления углов страницы;
- сетка для мобильной версии;
- пропорции использования цветов;
- модель представления контента;
- шкала интервалов;
- размытие.