Что такое ритм в композиции
Ритм – это повторение похожих элементов в рамках законов симметрии. Повторяться могут звуки, слова, изображения. На основе ритма существует окружающий мир, а также искусство.
В природе ритм выражается в постоянной смене сезонов, отливах, приливах, жизненных циклах – от жизни до смерти. Даже процессы внутри человеческого организма вроде биения сердца или дыхания являются ритмом.
У многих форм в природе структура ритма – лист, дерево, раковина и другие. Раковина, например, строится по спирали, что является ритмом.
Ритм, по своей сути, является чередование компонентов формы, а также промежутков между этими компонентами. Их можно сгруппировать по признакам подобия. На базе чередования формируется художественное целое. Ритм служит средством связи и гармонии в композиции.
Виды ритма
Метр – это чередование подобных форм, компонентов, областей, промежутков. Примером метра можно считать построение колонн в Древней Греции, проемы для окон в архитектуре.
Существуют разные метрические ряды:
- Простой ряд. В рамках этого ряда повторяется один компонент, а также один промежуток.
- Сложный ряд. Формируется при помощи комбинации нескольких простых рядов.
- Метрическая кривая. Представляет собой линию в форме волны.
Рядом считаются компоненты, которые выстроены в линию и их много. Рядом нельзя считать единичный компонент или малое их количество. Дело в том, что упорядоченный повтор – повтор, который человек уже перестает воспринимать количественно, то есть это ряд, что нельзя посчитать сразу. Например, цепь из пяти элементов еще нельзя считать рядом, тогда как семь уже можно воспринимать в качестве группы.
Также следует понимать, что динамичность всех компонентов влияет на восприятие изображения. Так объемные части намного проще создают ряд, чем элементы на плоскости.
Развивающийся ритм – это вид ритма, в рамках которого пропуски между частями изменяются по композиционным законам.
Эти законы также называются прогрессии. Всего их три:
- геометрическая – промежутки становятся больше из раза в раз;
- арифметическая – промежутки становятся больше на одно число;
- гармоническая – ряд формируется на обратных арифметической прогрессии числах (1\2, 1\3 и т. д.).
У каждого ряда ритма существуют крайние точки. Эти крайние точки обозначаются перебивкой, уникальными выражениями, вбиванием звеньев и др.
В рамках объемно-пространственной композиции ритм способствует гармонии, простоте понимания целого. Ритм способствует подчеркиванию особенностей элементов, а также рельефа. Сечения внутри объемных композиций подчеркиваются при помощи ритма.
Одним из самых простых ритмов можно назвать ритм-чередование двух компонентов. Сложные ритмические ряды формируются в том случае, когда число компонентов становится больше, промежутки уже будут другими.
Ритм в рамках объемных композиций формирует пустое поле, что сильно упрощает понимание пространства. Частота использования элементов приводит к разным уровням динамики произведения.
Рисунок 1. Ритм в орнаменте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К примеру, прямоугольник, который делится на две симметричные части, будут ощущаться просто статичной фигурой. Если же немного сдвинуть часть в любую из сторон, появится новый ритм, движение, появится динамика.
Чем чаще используется модификация изображения, тем интенсивнее ритм. Композиция становится более динамичной и активной.
Пропорции в композиции
Пропорции – это композиционные законы, построенные на математической базе. Пропорция сама по себе является проявлением подобия, схожести размеров. При помощи пропорциональности разные части связываются друг с другом в единое целое.
Пропорция уравнивает несколько элементов. Древние люди выявили закономерности в соединении элементов друг с другом – все в природе взаимосвязано. Так в Древней Греции были основаны целые школы гармонии. Пифагор считал, что число – главный компонент всего, база мира – геометрия. Именно им и его учениками были выведены первые каноны прекрасного.
Пифагорейцы вывели, что красота формируется только при помощи пропорциональности всех вещей. Сопоставление размеров – условие для гармонии всего мира.
Пропорции в искусстве выражаются при помощи математических прогрессий. Их также три:
- геометрическая;
- арифметическая;
- гармоническая.
Средние числа нередко являются основой для художественной работы, из них выводится гармония всей композиции. Самым таинственным средним числом считают золотое сечение.
Золотое сечение ввел Леонардо да Винчи. Изначально открыл его Эвклид. Он нашел, что существует разделение отрезка таким образом, что большая часть относится к меньшей так же, как весь отрезок к большей части.
Золотое сечение нередко встречается в природе, искусстве, а также в архитектуре. Его также называют божественной пропорцией. Ученые считают, что это самое гармоничное сочетание частей предмета.
Создание золотого сечения в рамках искусства – подсознательный процесс, который существовал с самого начала времен. В геометрии есть две фигуры, которые называют идеальными по пропорциям – пентаграмма, а также логарифмическая спираль.
Золотое сечение наблюдается в устройстве окружающего мира – в том, как устроены животные и растения. Человеческий организм является реализацией этого сечения. Самое пропорциональное тело в природе, конечно, у человека. Центром для него является пупок. Тело возможно условно поделить на две части, что повторяют пропорции золотого сечения.
Рисунок 2. Золотое сечение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Согласно правилам золотого сечения формировались первые системы величины – сажень, стопа, локоть и другие. Они все были отражением частей тела человека. А самым известным примером золотого сечения можно считать пирамиды в Египте.