Сущность и этапы проектирования обуви
Проектирование обуви – это первый этап создания обувной продукции.
Создание обуви начинается с идеи, которую позже визуализируют – так создают первые эскизы будущей модели. Эскиз превращают в выкройку. На данном этапе работает модельер.
В процесс проектирования также входит анализ конкурентов. Данный этап позволяет понять, что нужно потребителю, а что нет. Значительную роль играет сезонная мода и актуальность модели в перспективе. Внимательно нужно отнестись и к возможностям техники на предприятии – нужно понимать, можно ли с помощью этой техники создать задуманную модель. Если техника может не справиться, то лучше передать часть работы другой компании или выбрать другие технологии производства.
Присмотреться нужно и к материалу, из которого будет создана продукция. Важно, чтобы он соответствовал сезону, цели и иным параметрам. К примеру, в обувной продукции для детей младше 7 лет нельзя использовать синтетику.
Проектирование подразумевает создание и верхней, и нижней части изделия. Получается, что на этом этапе формируется цельный образ изделия. Значительно упростила данный этап технология создания макетов, то есть трехмерных объектов. Так, можно получить представление о том, как будет выглядеть будущий товар.
Макет обуви формируют посредством папье-маше, которую обклеивают тканью или другим материалом. В это время дизайнер принимает решение, о том, как будет выглядеть верх, низ модели. На макет выносят все детали, в том числе линии, строчки и декор. Фактура и цвет должны полностью отражать концепт изделия.
Главные методы проектирования обувной продукции
Всего существуют четыре метода проектирования обуви:
- геометрический;
- снятие копии с колодки;
- обтягивание колодки тканью;
- проектирование верха по колодке.
Разберем каждый метод подробнее.
Геометрический метод Р. Кнефеля. Примерно до второй половины 19 века обувь создавалась на колодках симметричного типа. Такие изделия не учитывали удлинений, а также движения стопы при ходьбе.
Обувь была в основном из кожи, что позволяло создавать простую по своей форме модель. Только во второй половине 19 века сапожник Роберт Кнефель, после консультаций с врачами-ортопедами, разработал геометрический метод моделирования грунд-модели.
Чертежи и модели будущей обуви делали при помощи точечного переноса размера стопы на сетку для конструирования и колодку. После того, как появился геометрический метод проектирования, возник новый этап в создании обуви, который назвали моделированием.
Специалисты создавали обувь на плоскости при помощи этого метода, потом переносили линии на колодку и продолжали дополнять модель уже на колодке. В настоящее время этот метод используют только для проектирования обуви на заказ, то есть по персональным меркам. Этот метод основывается на анатомических особенностях стопы. Из-за этого важно знать все особенности строения стопы, все чувствительные места, понимать, как работают детали обуви, как они подвержены изгибам при ходьбе.
Второй метод – снятие копии с колодки, был разработан Арно Хассельбартом. Этот сапожник проанализировал все минусы геометрического метода и обеспечил корректное соединение элементов обуви в узлы. Ему принадлежит также создание метода разбивки обуви по размерам при помощи снятия копии с колодки.
Снятие копии с колодки позволило сделать процесс создания обуви более точным.
Третий метод – метод В. Будила. Он позволяет более точно копировать верхнюю часть колодки, которая обладает неверной геометрической формой, фиксирует все выпуклости и впадины. Из-за того, что копии колодок создавали разницу в площади деталей верхней части обуви, которые были спроектированы на базе копий поверхности колодки. Сапожник В. Будил бросил все силы на получение правильной конструкции верхней части обуви.
Копии по методу А. Хассельбарта получаются со значительными искажениями в носочной части обуви. В. Будил доработал объемные и необъемные копии моделей таким образом, чтобы носочная часть не искажалась.
Все методы, которые были описаны выше, были взяты за основу итальянскими сапожниками. Они внедрили новый метод проектирования обуви – проектировали модели на колодке и переносили их с колодки на плоскость посредством прозрачной оболочки. Данный способ проектирования обуви был создан Адриано Лунати в 60-х годах 20 века.
Метод применяли к нескольким типам обуви, которые различались по крою, конструкции, фасону и цели ношения. Этими видами обуви были дерби, лодочки с ремешками и без них, полуботинки, ботинки с настрочной союзкой, сапоги и мокасины. Посредством геометрического метода итальянские сапожники создавали сапоги и высокие берцы.
Итальянцы внедрили ресурсную корректировку расширения копий колодки. Так, верх модели стал соответствовать форме стопы и колодки. В процессе корректировки внимание уделяется характерным чертам конкретных типов обуви.
Сейчас в процессе создания обуви используют модульное проектирование посредством цифровых технологий и матрицы основных геометрических форм для конструирования элементов формы обувной продукции. Информация о форме обуви вводится в базы данных компьютера и используется постоянно. В банке данных находится большое количество геометрических фигур и вариантов их изменения.
Рисунок 1. Компьютерное моделирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дизайнер теперь не должен тратить много времени на создание новой модели – он смотрит на дисплей и видит, как меняются элементы модели. Компьютер позволяет создавать новые модели в считанные секунды. В случае модульного проектирования, количество деталей верхней части уменьшается, а, значит, уменьшается и количество соединений. Так, можно сделать обувь более мягкой и легкой.
Специалисты считают, что в будущем процесс создания обуви будет полностью автоматизированным.