Технологизация искусства или эстетизация технологии?
Инновационный потенциал развивающейся английской промышленности XIX века явился основным фактором зарождения дизайна. Прогресс науки и техники стимулировал масштабный переворот в промышленности, переведя ремесленное производство на индустриальные «рельсы». Литературные источники, рассматривающие исторические этапы развития мирового промышленного производства, сообщают о наиболее значительном прогрессе в текстильной отрасли Англии, частичной механизации ручного труда, появлении паровых двигателей, новациях в области металлургии, воздухоплавании, автомобилестроении и др. Известия о технологических новинках и открытиях ученых шокировали общество, вызывая одновременно восторг и страх перед новой эпохой индустриального производства. Необходимость психологической адаптации человека к технологическим новинкам, формирования и расширения потребительского рынка стимулировали усилия производителей в области эстетизации продуктов промышленного производства, привлекая художников к сотрудничеству с учеными и инженерами.
Период первых опытов художественного оформления продуктов промышленного производства имел своих сторонников и противников, ратующих за уникальность ручного (ремесленного) производства. Так, за интеграцию искусства и технологии выступал англичанин Генри Коул, провозглашая начало нового периода модернизации ремесла и переход к эстетике промышленного производства. Ему противостояли сторонники красоты и оригинальности продуктов, произведенных ремесленниками: Джон Рескин, Уильям Моррис и др. Этот период можно охарактеризовать как дискуссионный, судя по многочисленным аналитическим публикациям культурологов, художников, философов.
Несмотря на имеющиеся противоречия и несмолкающие дискуссионные баталии, устраивались грандиозные выставки, где на обозрение публики выставлялись все новые объекты и товары, произведенные индустриально, но уже имеющие характерные элементы эстетизации, присущие дизайну (рис. 1, 2). На производстве появляются новые должности и специалисты, разрабатывающие внешний облик продукта в соответствии с его функциональным назначением и конструктивными особенностями – дизайнеры. Интегрируя союз художественного и технического, известный архитектор Г. Земпер формулирует теорию единения художественной символики конструкции и материала, положив начало идеям функционализма в первой половине XX века.
Рисунок 1. Первые технологии 19 века. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Промышленный дизайн 19 века. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Школы промышленного дизайна
Набирающий популярность промышленный дизайн потребовал расширение кадрового потенциала художников-проектировщиков, положив начало профессиональной школе. Новое направление художественно-проектного творчества, рожденное в союзе с промышленностью, затронуло практически все производство: машиностроение, легкую промышленность, производство мебели и т. д. Появилась необходимость гармоничного встраивания новых индустриальных форм, конструкций и материалов в быт человека, стимулируя развитие средового направления в дизайне и архитектуре. Начало XX века (1907 г.) ознаменовано созданием в динамично развивающейся индустриально Германии союза архитекторов, ремесленников, промышленников и бизнесменов, объединив возможности ремесла, искусства и торговли – Веркбунд (Deutscher Werkbund). Позднее, в 20-е годы, появляется одна из первых школ дизайна, идейно объединенная лозунгом «искусство и техника – новое единство», − Баухауз − положившая начало развитию промышленного дизайна.
«Технологическое искусство»
Творческие объединения художников, специализирующихся на дизайне промышленных изделий, создавались также во Франции, в постреволюционной России, других странах Европы, как символ новой эпохи развития общества и общественных отношений в период индустриализации. Сращивание инженерно-технического, функционально организованного начала и визуальной привлекательности форм и стиля рассматривается как важная страница в истории искусства, подарившая миру уникальную профессию и плеяду всесторонне развитых творческих личностей – энтузиастов-изобретателей – преобразивших быт и условия труда человека. Рассматривая дизайн, как синтетическую область искусства, французский искусствовед Ф. Поппер сформулировал и ввел в обращение термин «технологическое искусство», обозначив тем самым принадлежность и роль проектно-технического творчества.
Промышленный дизайн молодой советской республики в первой половине XX века довольно наглядно и образно демонстрирует интеграцию художественного и технического начала, основанного на теории и принципах красоты и пользы, эргономики и функциональности, композиционной гармонии формы и стиля, провозглашая начало новой эры в искусстве. Известные всему миру педагоги и выпускники Высших художественно-технических мастерских создали отечественную школу дизайна, разработав уникальную, научно обоснованную систему образования и изучения природы художественных дисциплин в приложении к технологии проектирования. Основоположники «технологического искусства» создали теоретический и практический базис для развития союза технологически функционального и эстетически организованного начала, объединенного понятием «дизайн».