Что такое объемно-пространственная композиция
Объемно-пространственная композиция – это разновидность композиции, которая состоит из трехмерных элементов.
Свойства объемно-пространственной композиции:
- геометричность;
- размер;
- расположение в пространстве;
- масса.
При помощи объемно-пространственной композиции возможно проанализировать мир вокруг человека. Ее нередко используют в живописи, архитектуре, ландшафтном дизайне и строительстве.
Можно говорить о том, что объемно-пространственная композиция – область узконаправленная, которая связана практически только с архитектурой.
Архитектурная композиция – это метод формирования компонентов архитектуры для создания их художественного единства, а также гармонии.
Однако объемно-пространственную композицию отличает от архитектурной то, что она не может быть ответом на вопросы функционала, общественного, экономического, эстетического и конструктивного планов.
То есть объемно-пространственная композиция является частью архитектурной. Получается, что объемно-пространственная композиция – соединение трехмерных форм в гармонии с элементами окружающего мира, которое обладает геометричностью.
Объемно-пространственная композиция содержит три компонента:
- длина;
- ширина;
- высота.
Обычно этот тип композиции используется в области создания макетов, скульптур, пластике, архитектуре, создания выставок, декоративно-прикладном искусстве, графике, а также живописи.
Объемно-пространственная композиция в скульптуре
Композиция скульптуры базируется на единых закономерностях композиции, однако у нее есть свои отличительные черты. В числе этих черт важнейшая – трехмерность произведения. Каждая скульптура должна быть трехмерной, отражать реальность, которую можно рассматривать с различных углов.
Основная проблема композиции в этой области – сделать так, чтобы наблюдатель мог рассмотреть скульптуру со всех сторон, и при этом не разъединить художественное целое и композиционный смысл.
Перед началом работы над скульптурой необходимо сформировать некоторое количество набросков, а также создать мини-версию большой работы. Для этого используют воск, пластилин, глину.
Объемно-пространственная композиция в архитектуре
Базой для архитектурной композиции служит соединение функциональности и эстетики. Результат архитектуры – здания – зависят во многом от материалов, технического оснащения, а также эстетических требований.
Из-за этого архитектурную композицию может создавать только дизайнер, который имеет навыки инженера. Необходимо в работу учитывать все свойства материалов, особенности процессе строительства на данном месте и многое другое.
В архитектуре активно выражается геометричность форм. Такая композиция не может быть создана во фронтальном виде. Даже если объект создается при помощи компьютерного моделирования, он всегда должен иметь пространственную композицию.
Объемно-пространственная композиция в макетировании
Макетирование – вид человеческой деятельности, который подразумевает создание моделей в разных целях.
Обычно модели являются прототипами будущих работ. Для создания макетов часто используют бумажные материалы, но иногда и пластик, дерево.
Преимущество бумаги состоит в том, что она может обладать разной плотностью, рельефом, цветом, сминаемостью. При помощи бумажного материала возможно создавать строгие геометрические фигуры. Она может быть отличным средством для передачи самых тонких форм.
Композиции в макетировании всегда объемные. Они отличаются выверенными пропорциями, элементами декора, простотой и строгостью всех линий.
В рамках макетирования в зависимости от трехмерности или двухмерности будущего макета выделяют два композиции:
- фронтальная;
- объемная.
Объемная композиция позволяет сформировать макет, который можно будет рассмотреть со всех сторон. Все его элементы должны находиться в единстве, соподчинении, быть простыми и легкими.
Рисунок 1. Пример объемно-пространственной композиции из бумаги. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Объемно-пространственная композиция в графике
Основная отличительная черта графики состоит в том, что в ней изображения создаются при помощи графических инструментов – карандаша, соуса, угля, сангины и других. Графика пользуются также своими средствами:
- линией;
- пятном;
- штрихом и т.д.
Несмотря на то, что традиционно рисунок в графике – двухмерное изображение, были придуманы способы формирования трехмерных форм. Так сформировался принцип создания объема при помощи перспективы.
Перспектива формирует глубину пространственной части картины. Трехмерное изображение формируется при помощи ракурсов в перспективе.
Объекты изображаются на плоскости следующим образом:
- находится центр композиции;
- вокруг центра выстраиваются второстепенные компоненты;
- объем формируется при помощи выстраивания перспективы;
- формируются углы обзора;
- создаются натуральные для вещи пропорции.
Объемно-пространственная композиция в живописи
Живопись – тип искусства, суть которого состоит в транслировании визуальных форм при помощи красок.
Из-за того, что живопись основывается на изображении, правила для композиции в ней будут похожи на правила графики. Однако меняется материал работы. В живописи для работы используют краски. А, значит, основной проблемой композиции является подбор цветовой гаммы.
При помощи правильного цвета, а также контраста по темноте и светлоте возможно сформировать ощущение глубинности, пространства.
Важной составляющей живописных композиций является идея работы. Художественная выразительность формируется при помощи композиции в том числе. Для этого используется ритмика линий, пятен цвета, распределяется тень и свет и т. д.