Преобразование средового пространства как неотъемлемая часть культурного сообщества людей
Преобразованием средового пространства человек занимается на протяжении многих столетий, организуя места общественного отдыха, занятий спортом, производственные территории и придомовые участки. Стремление украсить жизненное пространство, обустроить жилище, окружить себя красивыми вещами и природными объектами является одной из основных потребностей человека. Регулярные парки и мавританские садики, деревенские и семейные сады, палисадники, сады пряных трав и помпезные сады для приема гостей – все это результат многолетнего опыта и экспериментов садоводов и инженеров, черпающих знания из древнейших литературных источников, сопровождающих развитие цивилизации.
История регулярного сада
История пейзажных регулярных садов и парков – садов с геометрической планировкой − берет начало в культуре древнего Египта и Месопотамии, Греции и Рима, Ассирии и Вавилона, Персии и Индии. Это сады царей, общественные сады, сады при дворцах и виллах, помпезные и величественные, необычайно красивые, четко организованные, масштабные, имеющие уникальные гидротехнические инженерные сооружения, многообразие видов растений, яркие цветовые сочетания. Преобразование ландшафта происходило как в единении с окружающей природой, так и с использованием специальных приемов, позволяющих создавать оазисы в пустыне («висячие сады» Семирамиды).
Симметрия и четкая организация средового пространства стала основой для развития садово-паркового искусства. Это наглядно можно представить, анализируя планировку возникших в XVII веке величественных садов, цветников вблизи французских дворцов в Версале, благодаря развитию технологий и технических средств. Ландшафтная архитектурная специализация становится профессиональной. Каноны и принципы создания регулярного сада в настоящее время претерпели некоторые изменения, приспосабливаясь к любому саду (приусадебному участку, городскому парку и т. д.), в планировке которого использованы четко выраженные геометрические формы (квадрат, овал, круг, прямоугольник). Демократизация регулярного сада обеспечила широкое использование регулярного стиля для ландшафтного преобразования практически любого средового пространства (рис. 1).
Рисунок 1. Элемент планировки с округлыми очертаниями сада в регулярном стиле. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Современные малые городские сады, сохраняющие геометрически выверенные очертания, можно рассматривать как регулярные. При планировке участков эти геометрические формы могут перекрывать друг друга, сохраняя индивидуальные очертания. При этом буйная растительность может скрывать геометрические формы. Композиционно современные регулярные сады довольно просты. Основными акцентами являются растения и группы растений с оригинальной окраской листьев, цветов вдоль главной аллеи, четкая окантовка газонов, симметрия мощеных дорожек. В отличие от прошлых веков допускается присутствие дикорастущих растений при условии их формирующей обрезки. Особенностью регулярного стиля, сохраненного до настоящего времени, является вид на главное здание, аркаду, открывающийся в конце главной аллеи, а также наличие длинных перспектив.
Пейзажный сад Англии
Живописный стиль английского сада, сформировавшийся в конце XVIII века, явился основанием для ландшафтного проектирования загородных семейных, деревенских садов, садов для любителей декоративных растений, садов для отдыха, лесистых садов, садов пряных трав и т. д. При создании этих пейзажных садов широко используются красивоцветущие деревья и кустарники дикой природы, гармонично сочетающиеся с аккуратно подстриженными газонами. До минимума сведены мощеные дорожки и площадки, визуальное впечатление от живописной картины природы создается на значительном расстоянии, благодаря различной высоте растений. Кроме того, эффектно используются контрастные гармоничные цветовые сочетания цветков, а также конвейер цветения растений (рис. 2). Обязательным является регулярный уход за растениями (полив, стрижка, смена увядших растений). Исторически близко пейзажному стилю и русское ландшафтное искусство, зародившееся несколько веков назад и сохранившее до настоящего времени сочетание лирической красоты и прагматику пользы (сад с огородом русской усадьбы).
Рисунок 2. Пейзажный сад. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сады Востока – мир в миниатюре
Пейзажные японские сады – одно из древнейших искусств преобразования ландшафта. Предназначенный для созерцания и размышления, отдыха и наслаждения единением с природой, японский сад практически не претерпел существенных изменений в планировке и использовании компонентов (растения, камни, вода, древесина) за последние тысячу лет. Традиции планировки японского сада используются в настоящее время в виде стилизаций при ландшафтном проектировании небольших европейских садов и парков, лишенных строгой симметрии (рис. 3). Ландшафтное преобразование среды на основе садового искусства Японии развивается довольно успешно, решая одновременно задачи умиротворения, пассивного отдыха и стимулирования мыслительной деятельности человека.
Развитие тенденций восточного ландшафтного искусства можно проследить, изучая планировку современных садов: традиционно в центре располагается пруд, территорию сада пронизывают вымощенные плиткой или натуральным камнем дорожки, площадки, позволяющие рассматривать пейзажные картины с любой точки обзора, подбор растений зависит от фактуры и окраски листьев, нежного окраса цветков, арки присутствуют в теневых зонах, предназначенных для отдыха. Сад в подобном стиле создает лирическое настроение, располагает к уединению, размышлению, созерцанию природы. Используемые материалы также могут подчеркивать традиционные тенденции восточного сада: площадки, вымощенные плитами из песчаника, редкие архитектурные украшения из природного камня, песок и гравий.
японском стиле. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 3. Западная интерпретация сада в японском стиле. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ