ВХУТЕМАС
Высшие художественно-технические мастерские, сокращенно ВХУТЕМАС, были образованы в СССР в 1920 году.
Сразу после революции ввиду новых веяний в сфере культуры прежнее искусство попало в опалу. Императорская Академия художеств, в которой при царском режиме учились лучшие из лучших, стала одной из первых мишеней. В Москве и Петрограде в 1918 году прошли конференции с участием студентов, на которых обсуждались вопросы будущего этого заведения. К тому моменту всеми учебными заведениями управлял Народный комиссариат просвещения. Согласно новым правилам теперь в художественных мастерских могли учиться все желающие старше 16 лет. Существовавшая веками система отбора была отменена. Более века высшее образование в сфере искусства и архитектуры можно было получить только в Академии художеств, причем поступить туда могли только мужчины. Обучение было платным. В свободные государственные мастерские брали всех, независимо от пола, наличия таланта и образования.
За два года было создано чуть меньше десятка свободных мастерских в крупнейших городах СССР:
- Казани;
- Петрограде;
- Самаре;
- Витебске;
- Саратове
- Воронеже;
- Москве;
- Ярославле.
Как и во всем, что делала советская власть, в новых мастерских отвергалось все старорежимное, все имперское и буржуазное. Советскому обществу нужны были специалисты художественно-промышленной направленности.
За два года своего сущетвования Свободные государственные мастерские доказали свою необходимость обществу, и были преобразованы в Высшие художественно-технические мастерские. Руководить московскими мастерскими были назначены пять человек, в их числе Алексей Щусев и Федор Шехтель. В Москве ВХУТЕМАС состоял из восьми факультетов, среди которых лидировал именно архитектурный. Всего за три года на нем сформировались три школы (объединенные левые мастерские, академисты и экспериментальная архитектура).
Государственные свободные художественные мастерские – это образовательные учреждения, в которых могли в советское время учиться все желающие. Абитуриент выбирал себе наставника, мастера, у которого хотел обучаться.
Рисунок 1. ВХУТЕМАС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
История ВХУТЕМАС
ВХУТЕМАС развивался очень быстро, отчасти за счет постоянного противостояния старой школы и новых течений. Особенно сильно это противоборство было заметно в Петрограде. Руководителями мастерских были и академические художники, и представители революционного авангарда. Представители «левых» течений даже пытались вынести на обсуждение резолюцию о включении левых течений в план работы. Но старая школа была на тот момент слишком сильна, и этот план не сработал. Уже в 1922 году в результате нового слияния мастерских в Петрограде был провозглашен индустриально-производственный принцип и равноправие течений. Представители левых течений получили отдельные мастерские.
Новая идеология требовала и изменения подходов к образованию. Искусство ради искусства было никому не нужно, каждый проект или задание были связаны с конкретными нуждами. Юные творцы реформировали быт, были включены в повседневные процессы жизни общества.
Студенты, поступившие во ВХУТЕМАС, независимо от выбранного направления первые два года учились вместе на основном отделении, они постигали основы:
- цвета;
- графики;
- объемно-пространственного мышления.
Первые два года относились к пропедевтическому курсу, на нем изучались не только гуманитарные и художественные дисциплины, но и научно-технические.
Рисунок 2. Студенты ВХУТЕМАС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
За время существования ВХУТЕМАС сменились три его ректора – Е. Равдель, В. Фаворский, П. Новицикий. Каждый из них имел свое видение того, как нужно развивать организацию. Равдель был сторонником авангардизма, он ориентировался на выполнение художественного заказа. Фаворский искал возможности для компромисса между авангардистами и представителями старой школы.
Закат ВХУТЕМАС был столь же быстрым, как и его развитие. Уже к 1930 году внутренние конфликты в организации, уменьшение интереса к авангарду привели в закрытию легендарного заведения. Но имена выпускников ВХУТЕМАС еще долгое время были на слуху. В частности, М. Барщ и М. Синявский спроектировали здание планетария в Москве, известность обрели скульпторы Нина Зеленская и И. Слоним, живописцы А. Лабас и Ю. Меркулов.