Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие пространственного восприятия

Задачи развития пространственного восприятия

Пространственное восприятие необходимо начинать формировать у детей с раннего возраста. Это основополагающая задача развития аналитических способностей ребенка в возрасте до 7 лет. Он должен в этом возрасте уже уметь ориентироваться в пространстве, иметь представления о пространственных отношениях.

Очень важно сформировать пространственное представление у детей перед тем, как они пойдут в школу, так как в школе от ребенка требуется понимать, как должны располагаться знаки на бумажном листе.

Без навыка ориентирования в пространстве, без осознания пространственных направлений, расстояний и отношений нельзя хорошо освоить программу начальной школы. Недостаточный уровень развития пространственного навыка может обнаружиться на уроках чтения, математики, письма, рисования, физкультуры, труда.

Важно также дать ребенку понять, что означают те или иные специальные слова, грамматические формы, которые обозначают пространственные признаки. Первые слова, определяющие пространство, появляются в речи школьников в раннем возрасте. Их содержание дети должны понимать на сто процентов. Нередко дети в возрасте шести лет просто не понимают их значения. Освоение пространственного словаря в дошкольном возрасте надо рассматривать в единстве с развитием пространственных восприятий, представлений и ориентировок детей, оно должно опираться на прочную основу. Терминологический аппарат ребенка может показать, что знает ребенок о пространстве.

Для развития пространственного восприятия у детей можно использовать методику Т. А. Мусейибовой или методику О. И. Крушельницкой. Так же для обучения пониманию трехмерного пространства используются развивающие игры Б. П. Никитина «Сложи узор» и «Уникуб». Подобные игры могут развить у детей пространственное воображение, логическое мышление, креативность, графические способности и навыки счета.

«Развитие пространственного восприятия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Направления развития пространственного восприятия у детей

При развитии пространственного восприятия у детей необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  1. Введение в активный и пассивный словари ребенка терминов, обозначающих пространство.
  2. Развитие способностей ориентирования в двухмерном пространстве (пример – лист тетради). Нужно объяснить ребенку, где находится нижний край, а где верхний у листа в тетради. Также необходимо объяснить, как перемещаться на плоскости, используя различные варианты направлений (например, отступить в правую сторону), научить зеркально и прямо копировать образец, опираясь на клетки.
  3. Необходимо помочь ребенку разобраться, как ориентироваться в трехмерном пространстве. Сделать это можно путем организации игр, которые ориентированы на составление объемных фигур из кубов.
  4. Развивать способность ребенка выделять из фона фигуру.

Основой развития пространственного восприятия являются упражнения, которые усложняются по линейно-концентрическому принципу. Также используются задания-поручения, задания-требования работы с предметами и без них. Наводящие вопросы, объяснения преподавателя, а также показ направлений, словесные отчеты детей о сделанных заданиях являются базой в освоении материала на эту тему. Также следует учить детей ориентироваться в пространстве в критических ситуациях, показывая им способы ориентации на практике.

Для того чтобы выявить, какие знания о пространстве и навыки пространственной ориентации у детей уже имеются, можно использовать такие методики исследования:

  • диагностика пространственных представлений о собственном теле «Пробы Хеда»;
  • методика «Что находится спереди от меня?»;
  • методика «Расположение предметов на рисунке»;
  • методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина.

Развитие пространственного восприятия – долгий процесс, однако он очень важный. Базой должно быть накопление знаний о предметах окружающего мира в пространственных отношениях.

Восприятие пространства – не только понимание расстояния, формы и размеров конкретных предметов. Очень важно понимать, как предметы располагаются по отношению друг к другу. Этот вопрос намного сложнее для людей в плане восприятия пространства.

Пространственным восприятием в нашем организме занимается мозг. Он обеспечивает понимание пространства. Центральным аппаратом развития системы восприятия являются третичные зоны коры головного мозга, которые соединяют деятельность зрения, тактильно-кинестетической системы и вестибулярного аппарата.

Ориентирование в пространстве происходит на основе восприятия пространства и словесного обозначения таких пространственных категорий как категории удаленности, местоположения, пространственных отношений между предметами.

Пространственной ориентацией называют оценку расстояний, формы, размеров, положения предметов в пространстве и по отношению к человеку.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 11.10.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot