Что такое стиль
Стиль – общность системы образов, выразительных средств, приемов создания образности, которая характеризует произведение искусства и обладает разными уровнями обобщения.
Самыми обобщенными стилями являются исторические и национальные. Носители данных стилей – люди из больших социокультурных групп. Средняя обобщенность характерна стилям конкретных художественных школ, направлений, в которых выразитель стиля – общность людей. Наименьшая обобщенность наблюдается у индивидуального стиля, потому что его сформировал и развивает один человек.
В процессе развития общества индивидуальный стиль начал преобладать над остальными. Исторические стили при этом дробились так сильно, что к 20 веку уже сложно было говорить о конкретном стиле эпохи. В 20 веке окончательно утвердилось господство индивидуального стиля.
Факторы, которые позволили индивидуальному стилю доминировать над групповым:
- расширение прав человека;
- раскрепощение творца;
- защита авторских прав;
- неанонимность и ненародность произведений.
Подходы к исследованию стиля
Стиль – пограничье между средой и самобытностью, поэтому существуют два подхода к исследованию стиля:
- исследование индивидуальных характеристик человека, который создал стиль;
- исследование активности, в процессе которой появился стиль.
Исследованием индивидуальности в стиле занимаются западные психологи, тогда как исследованием активности занимались советские, а сейчас российские психологи. Такое распределение логично вытекает из идеологий США и СССР. Для советской психологии человек представлял собой трудовой ресурс. Из-за этого советская психология изучает человека как субъект активности.
Основателем такого подхода к изучению человека является А.Н. Леонтьев. Он считал, что вся жизнь человека – постоянная смена активности. Б.Г. Ананьев утверждал, что индивидуальность – система закрытого тема, которая связана с миром только при помощи систем открытого типа вроде субъекта активности, личности и т.д. Получается, индивидуальность создается и может проявляться посредством различных типов активности.
В 60-х годах 20 века в СССР начали исследовать индивидуальный стиль активности. Под данным термином подразумевается система средств, которыми осознанно или хаотично пользуется человек для гармонизации своей индивидуальности с основной активностью.
Изучение индивидуального стиля активности начал В. С. Мерлин. Ученый считал, что любая человеческая активность дает свободу человеку для проявления собственной индивидуальности: в комплексе целей, избрании средств достижения целей, совершении непосредственно этой активности. Стиль появляется тогда, когда существует свобода самовыражения. В случае сильной регламентации активности, индивидуальный стиль не развивается.
Индивидуальность проявляется в выборе одного из нескольких способов совершения активности. При этом, один человек может увидеть большое количество решений проблемы, тогда как другой – ни одного. Получается, что стиль рождается во внешней и внутренней свободе. Для формирования стиля нужна персональная вовлеченность в активность.
Индивидуальный стиль состоит из трех важных элементов:
- стиль операции;
- стиль активности;
- стиль целеполагания.
Также одним из элементов индивидуального стиля является персональный стиль общения. Так, например, был исследован стиль общения педагогов. Его поделили на три типа:
- жесткий – строгость, авторитарность;
- мягкий – эмоциональный контакт с учеником;
- гибкий – соединение жесткого и мягкого стиля.
Существует большое количество подходов к анализу стиля активности. Так, например, есть коммуникативный стиль, индивидуальный эмоциональный стиль и многие другие.
Подход к исследованию стиля с точки зрения человека, который этот стиль создал, анализирует чистый индивидуальный подход личности к формированию образа. Обычно объектом исследования в данном подходе становится человек и все, что его сформировало:
- среда;
- семья;
- окружение и т. д.
Изучаются характерные особенности личности, то, как сам человек проявляет себя через различные предметы и т. д.
Основы исследования стиля
Для того чтобы исследовать конкретный стиль (вне зависимости от того, в каком подходе предполагается исследование), необходимо:
- Понять характерные черты стиля. К примеру, если взять стиль рококо, то его характерными чертами будут вычурность, пастельные цвета, роскошь. Это все, что отличает данный стиль от других.
- Проанализировать характерные цвета, текстуры, фактуры, образы.
На основе этих данных можно начать полноценный анализ любого существующего стиля.
Методы исследования стиля:
- наблюдение;
- анкетирование;
- оценка;
- дифференциация.