Технически прогресс и мировоззрение
Завоевание индустрией мирового господства оказало существенное влияние на образ жизни общества и его мировоззрение. Уже в конце XVIII века результаты первой промышленной революции, изменившие устоявшиеся представления об эстетических и технических воззрениях общества, явили новые технологии, образцы промышленных изделий, инновационные инженерные разработки. Несмотря на несовершенство первых образцов тиражируемых машинным производством изделий в сравнении с качеством эксклюзивной продукции ремесленников, обладающих опытом и традициями, коренной переворот в общественном сознании ознаменовал необратимый переход к новым формам изделий во всех сферах жизнедеятельности.
Конфликтная ситуация, возникшая на начальном этапе адаптации человека к промышленному производству, обусловленная снижением качества индустриально выпускаемых форм, в сравнении с привычными товарами, производимыми мануфактурами и ремесленниками, потребовала решения проблемы путем интеграции новых открытий в науке, технических новаций и решений, новых принципов формообразования с привлечением профессиональных художников. Организационно междисциплинарный союз профессионалов первоначально был представлен специальными комитетами поощрения связи искусства, повседневной жизни и техники (комитет Эверта, Англия, 1836 г.). Идея подключения к технической деятельности художественного начала стала отправной точкой развития промышленного дизайна.
Эстетика промышленной вещи Уильяма Морриса
Философы и художники, поэты и ученые, критики и инженеры, будучи современниками революционного развития техники, рассматривали моральный и социальный факторы индустриализации, высказывая диаметрально противоположные версии развития общества. Так, Д. Рескин (1819-1900), известный английский философ и критик, полностью отвергал новую машинную технику, проповедуя идею процветания общества в возможности для человека проявлять свои способности, выражать свои эмоции и изобретательность в ручном труде. Вместе с тем философ утверждал органическую связь красоты и пользы («…здоровое направление искусства, прежде всего, зависит от его приложения к промышленности…»), что стало первым шагом к созданию эстетики машинной продукции, а с ней и машинной формы.
Идеи Д. Рескина нашли продолжение в 50-е годы XIX века в Англии, где сформировалось движение европейской художественной промышленности, которое возглавил Уильям Моррис (1834-1896). Поэт и художник, У. Моррис выразил свои идеи эстетизации промышленной вещи в книге «Искусство и краса земли», распространив теорию объединения искусства и производства вещей далеко за пределы Англии. Благодаря деятельности У. Морриса широкая общественность прониклась идеей воссоздания предметного окружения с позиции материально-художественной культуры в период промышленной революции.
Идеи У. Морриса в 60-70-е годы распространялись на весь предметный мир, создаваемый человеком в процессе повседневного труда. Высказывая идею непосредственного участия художника в создании промышленных изделий, У. Моррис, практически, обозначил роль и место дизайна в новой индустриальной действительности. Единомышленники и последователи У. Морриса, воплощавшие идеи привнесения эстетизации в жизнь обезличенного промышленным однообразием человека, создавали удобные и красивые уникальные предметы роскоши в школе конструирования. Критикуя обезличенность тиражируемых машинным способом вещей, У. Моррис, тем не менее, стал одним из первых теоретиков будущего дизайна, сформулировал, используемые будущими поколениями, принципы формообразования предметов быта в сфере промышленного производства.
Новаторскими для Англии викторианского периода стали идеи У. Морриса оформления с позиции эстетической целесообразности частного жилого помещения, широко и открыто обсуждаемые обществом. Художник предлагал, по сути, модернизировать привычный интерьер, лишенный нагромождения мебели, создавать проекты светлых, «облегченных» жилых помещений с рациональной, без излишней вычурности, мебелью и убранством, закладывая, тем самым, основы проектирования предметно-пространственной среды.
Идеи У. Морриса поддерживали многочисленные художники и архитекторы, включившиеся в новую для того периода сферу деятельности. Стремясь реформировать весь культурный облик страны, У. Моррис выдвигал новые идеи распространения эстетического начала во все области производства предметов, обратил внимание на связь материала и производимой из него вещи, указал на важный принцип соответствия формы, украшения и отделки предмета его назначению. Провозглашенные У. Моррисом и его единомышленниками идеи, нашли свое продолжение в дальнейшей производственно-художественной практике.
Практическое воплощение дизайн-идей
Распространяясь на все сферы производственной деятельности периода начала индустриализации, идеи художественного оформления изделий массово и наглядно воплотились в интерьерах и мебельном производстве. Так, в середине XIX века дизайнер Михаэль Тонет явил обществу ставший одним из самых популярных и продаваемых в XIX-XX вв. стульев – венский стул (рис. 1, 2).
Рисунок 1. Венский стул как образец идеи интеграции технологии, эстетики и рационализма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Венские стулья (варианты дизайна). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дизайнер, изучив технологические аспекты деревообработки, изобрел и запатентовал промышленный способ сгибания древесины, который позволял собирать стул всего из шести деталей. Эта технология упростила и удешевила процесс производства, сделав общедоступным для населения достаточно элегантный предмет интерьера. Легендарный во всех отношениях венский стул не утратил своего значения и для дизайн-проектов XXI столетия. Претерпевший многочисленные улучшения, модификации венский стул можно увидеть в гостиных и на кухнях всего мира, независимо от стилевых тенденций интерьера (рис. 3, 4).
Рисунок 3. Венский стул в современном дизайне. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 4. Венский стул в современном дизайне. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Модернизация быта, характерная для периода промышленной революции, затронула проблему облегчения ручного труда, подвигнув инженерно-технические кадры на теоретические и практическое воплощение идеи. Уже во второй половине XVIII века в Англии была сконструирована швейная машина. Несовершенство первых промышленных образцов не отразились на популярности изделия. К началу XIX века английский изобретатель Томас Сэйнт уже представил первый дизайн швейной машины, имевшей несколько практических функций и предназначений для изготовления различных изделий из кожи и холста. Концептуально и технически инновационная разработка инженера-дизайнера совершенствовалась и дорабатывалась, представ в 1874 году в более совершенном виде.
Идеи конструирования многофункциональной швейной машины культивировалась более полувека многими инженерами и, даже портными (1804 г. – Т. Стоун, Д. Хендерсон, Д. Дункан; 1807-1814 гг. – Й. Мадерспергер; 1830 г. – Б. Тимонье; 1845 г. – Э. Хоу и др.). Наиболее известная, дошедшая до наших дней, технологическая и дизайнерская версия швейного аппарата, известная и узнаваемая во всем мире, принадлежит Зингеру и Гиббсу (рис. 5). Созданная промышленным способом в 1851 г. модель конструктивно совершенствовалась и усложнялась, становилась более быстроходной и специализированной, входя постепенно в быт каждой семьи.
Рисунок 5. Модель швейной машины Singer. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ