Фирменный стиль вуза
Современный образовательный процесс характеризуется высокой конкуренцией как среди государственных вузов, так и среди частных. Важными инструментами продвижения вуза на рынке образовательных услуг являются фирменный стиль и имидж учебной организации.
Имидж – образ, который формируется целенаправленно для того, чтобы воздействовать эмоционально и психологически на человека с целью повышения популярности, пиара или получения признания.
Создание имиджа строится на формировании визуальных сообщений, посредством которых осуществляется общение с покупателями. Невозможно представить имидж без логотипа, фирменного знака, шрифта и слогана.
Для вуза очень важно создать свой фирменный стиль. По своей сути, фирменный стиль является единством неизменных текстовых и визуальных компонентов, которые идентифицируют принадлежность к определенной образовательной организации, а также отличают ее от конкурирующих компаний.
Фирменный стиль вуза – комплекс графики, палитры, словесных паттернов, которые формируют единство оформления и смысла. Фирменный стиль является базой политики учреждения в области коммуникации.
Основными компонентами айдентики или фирменного стиля являются:
- товарный знак;
- фирменный блок;
- логотип;
- фирменное выражение (слоган);
- характерная цветовая гамма;
- фирменный набор шрифтов;
- другие элементы, отражающие учебное заведение.
Разработка фирменного стиля
Процесс создания фирменного стиля вуза происходит в несколько этапов, первым из них является накопление и исследование данных, в том числе и исследование внутренних составляющих вуза: историческое наследие, традиции учебного заведения, стоимость обучения, на чем она основана, базовые задачи и цели. Также на этом этапе проводится анализ целевой аудитории, выделяется сегмент потребителей для того, чтобы найти лучшие варианты взаимодействия с людьми. Немаловажным фактором является анализ внешней среды, то есть исследование конкурентов. На первом этапе происходит разработка идейного комплекса и концепции.
Второй этап – работа над фирменным блоком. Это разработка логотипа, девиза, поиск фирменной цветовой гаммы и шрифтов.
Третий этап – проведение работ по проектированию носителей айдентики вуза. Среди носителей айдентики выделяют:
- документацию (фирменные папки, бланки, конверты и т. д.);
- полиграфическую продукцию (каталоги, визитки, листовки);
- компоненты рекламы, которые используются для оформления помещений как внутри, так и снаружи (вымпел, флажок, вывеска);
- сувениры;
- сайт, который будет представлять учебное заведение для коммуникации со студентами и абитуриентами, порталы для обучения и т.д.
Из-за того, что учебные заведения такого типа часто становятся участниками различных конференций, выставок, лекций, семинаров и т. д., для них необходимо создать стенды в фирменных цветах с айдентикой. С их помощью можно эффективно продвинуть вуз. Также должен быть разработан внешний вид грамот, сертификатов, листов благодарности студентам за участие в деятельности вуза, методичек, пособий, значков, кубков, медалей, флагов, значков, нашивок для одежды, футболок, стендов, канцелярии и т. д.
Графическое изображение названия в форме букв, которые получили стилизацию, именуют логотипом. Они используются для отражения товарного знака. Также очень значимым в айдентике является фирменный шрифт. Он формирует визуальные решения документов, пособий и других носителей, которые содержат текстовые данные. Шрифт считается базовым компонентом айдентики, с его помощью идентифицируется торговая марка, формируются ассоциации, которые связаны с конкретным продуктом. Шрифты могут комбинироваться между собой, но не больше двух за раз.
Фирменный блок, то есть сочетание товарного знака и логотипа также очень важен. Такие объединенные знаки содержат символы словесного и визуального типов. По композиции фирменный блок может быть сочетанием:
- изображения и слова;
- изображения и буквы;
- изображения и цифры;
- буквы и слов;
- буквы и цифры.
Палитра цветов в соединении с тем, как выглядит товарный знак, обязана формировать в голове образ, который легко запоминается. В айдентике, как правило, используют не более трех цветов. Также учебные заведения нередко создают небольшую фразу, которая является девизом организации.