Основные тенденции на рынке кофеен
Известно, что кофейни, как правило, – это сетевой бизнес. Количество местных небольших стильных кофеен в нашей стране разнится в зависимости от масштабов города. Наиболее развит этот сетевой бизнес в крупных мегаполисах. Но и маленькие кафе, принадлежащие индивидуальным предпринимателям, также характеризуются своим оригинальным стилем, качеством напитков и обслуживания, имеют тенденцию к развитию в зависимости от места расположения и целевой аудитории.
Для успешного развития кофейни имеет решающее значение уровень профессионализма баристы, его мастерства создавать напитки. Растет популярность этой профессии, проводятся мастер-классы по их подготовке, в которую также входит обучение навыкам общения с посетителями. Появляются новые наименования кофейных напитков, состав которых удивляет и привлекает внимание преимущественно молодежной аудитории. Например, кофейный напиток, содержащий азот – «нитро-кафе».
Расширяется и ассортимент продуктов для приготовления кофейных напитков (мука из кожуры плодов кофе, зеленые зерна), а также ассортимент услуг, предлагаемых покупателю. Различные закуски, подаваемые к кофе, также удивляют своим разнообразием и желанием испытать новые вкусовые ощущения. Таким образом, сегмент рынка, в котором реализуется кофейный бизнес, постоянно растет, что требует брендирования предприятия, поиска путей создания неповторимого и узнаваемого потребителем облика кофейни, рекламирования уникальности его ассортимента. Это достигается путем разработки «фирменного стиля», которым занимается дизайнер, создавая комплекс элементов, позволяющих идентифицировать конкретный объект, связав его с товарным знаком, характерным шрифтом, цветовой палитрой или слоганом.
Основные элементы фирменного стиля
К основным элементам-идентификаторам конкретного кафе можно отнести: логотип с характерным шрифтом и цветовой гаммой, символами заведения (рис. 1); внешний вид кофейни и интерьер зала, оформленный также в характерной цветовой гамме; рабочая одежда персонала, гармонирующая с цветовой палитрой фирменного стиля. Рекламирование кофейни с помощью сети Интернет (сайты, странички и др.) также можно отнести к категории фирменного стиля, т. к. оформляются они в соответствии со стилевыми тенденциями, присущими конкретному предприятию.
Рисунок 1. Элементы идентификации кофейни. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Способы рекламирования кофейни с использованием элементов фирменного стиля
Одним из основных способов рекламирования на рынке продукта или услуги является печатная продукция, создаваемая дизайнерами-графиками. Это визитки с изображением логотипа кофейни, оформленные в соответствующей цветовой гамме, фирменная посуда с логотипом кофейни и слоганом, выполненным фирменным шрифтом, в том числе пластиковая тара, которую можно взять с собой, а также проспекты и различные рекламные листовки, лежащие на столиках у посетителей кофейни, содержащие информацию об ассортименте предлагаемых продуктов и предоставляемых услуг, различных акциях и скидках. Большую часть дизайн-элементов-идентификаторов кофейни можно рассматривать и как сувенирную продукцию, так как посетителям предоставляются фирменные пакеты, стаканы и чашки с логотипом заведения и др.
Кофейня – популярный тренд современности
Помимо кофе, кофейни располагают широким ассортиментов сопутствующих продуктов: мороженое, разнообразная выпечка, соки и др., позволяющих обремененным многочисленными делами студентам, офисным сотрудникам и др. категориям населения мегаполисов быстро, качественно и вкусно питаться. Это качество данного заведения ставит его в один ряд с наиболее популярными объектами общественного питания. Приверженность определенной категории посетителей одному сорту кофе или десерта, предлагаемых конкретным заведением обусловлена не только вкусовыми предпочтениями, но и дизайн-оформлением кофейни. Этот фактор является одним из главных, обеспечивающих визуальное восприятие продукта конкретной кофейни. Фирменная стилистика выделяет из общего числа конкурентов определенное заведение, формирует имидж сети, является коммуникативным средством общения с посетителем.