Искусственный мир постиндустриального общества
Искусственный мир киберпространства захватил действительность, вовлекая в виртуальную игру и художника, и зрителя. Стимулированная компьютером реальность на всем пространстве постиндустриального мира породила множество творческих направлений дизайна, тесно связанных с информационными технологиями. Виртуальность стала основой для возникновения, так называемого, «бестелесного дизайна».
Феномен постиндустриальной эпохи − бестелесный дизайн − является источником споров и дискуссий по поводу сохранения принципов эргономики, функционализма, эстетики и др., свойственных художественному проектированию. Огромные возможности для проектирования в киберпространстве, по мнению теоретиков дизайна, должны реализоваться с учетом определенных канонов, как в области визуализации, так и в предметно-материальной сфере. Особенно актуальны подобного рода дискуссии в свете противоречий формы и функции (в форме более не проявляется функция), характерных для бестелесного дизайна, «форма предмета теряет свою материальность».
Расширенная, смешанная реальность виртуального мира создает виртуально-реальную форму, создавая вполне реальные сюжеты и образы на экране компьютера, рисуя разнообразные схемы, указатели, траектории движения тел и объектов. Специальные программные продукты, которыми оснащены компьютерные системы, прочно вошли в процесс дизайнерского проектирования, они позволяют получать красочные и наглядные изображения проектируемого объекта, сокращают время на рутинную механическую работу, обеспечивают точную проектно-техническую документацию и в целом гибкость проектного процесса.
Интерактивность современного дизайна
Как отмечают исследователи новых течений в дизайне:
«… все большее распространение в современном дизайне получает интерактивность объектов − способность реагирования предметов на перемены обстановки и действия человека, включая смену его эмоций и настроений. В условиях интерактивности форма предмета начинает терять свою традиционно присущую ей предопределенность и предсказуемость, превращаясь в более гибкую и в значительной мере спонтанную форму − в предмет с формой-хамелеоном».
Благодаря достижениям робототехники и интеллектуального дизайна предметы, окружающие человека, превращаются из покорных «слуг» в «партнеров», с которыми становится возможным некое интеллектуальное общение. Форма предмета, который обладает зачатками интеллекта, начинает реагировать на поведение человека, следовать за его эмоцией.
Дизайн XXI века: феномен «бестелесности»
Форма не несет информации о функции. Таким образом, можно коротко и емко охарактеризовать бестелесный дизайн. Феномен бестелесности заключается в том, что визуальная форма цифрового объекта – флешки, сложного компьютерного устройства, дискеты и т. д. не позволяет охарактеризовать его функцию, т. е. функция четко не проявляется. Донести до потребителя функциональные характеристики объекта, помочь в осмыслении его сути и принципов работы – основная задача современного дизайнера.
Из вышесказанного следует, что творческий процесс дизайна проистекает в рамках определенной задачи – формообразование внешней оболочки объекта, а цель дизайнера – стать связующим звеном, соединить два элемента системы «человек и компьютер», организовать неосязаемые организационные процессы.
Помимо приложения сил в хитросплетениях виртуального мира, дизайнер обращается к феномену бестелесного дизайна и в процессе проектирования объектов реальности, модифицируя привычные предметы, создавая формы, не соответствующие функции. Наиболее известными в этой области являются образцы летней обуви, разработанные дизайнером Д. Хейксом и, на первый взгляд, не предназначенные для ношения (рис. 1), являющиеся исключительно арт-объектом.
Рисунок 1. Дизайн летней обуви «Мохито» от Джулиана Хейкса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ