«Техническая эстетика» Франца Рело (XIX век)
Рассмотрение вопроса стилевой направленности в машиностроении невозможно без анализа взглядов и представлений известного теоретика машиностроения Франца Рело. Автор многочисленных работ, инженер и исследователь впервые выявил и отделил работу художественно-композиционную и научно-техническую. Его воззрения на роль технического прогресса и машины в жизни человека и общества нашли отражение в работах, рассматривающих их интеграцию. Рело рассматривал гармоничное сосуществование искусства и техники, обязательное для прогрессивного развития общества, в котором техника становится «носительницей культуры, сильной, неутомимой работницей в деле цивилизации и образования человеческого рода». Известная публикация Ф. Рело, вышедшая в пятидесятых годах XIX века, была посвящена вопросам формообразования в технике и называлась «О стиле в машиностроении».
Исследователь истории и проблематики технической эстетики А. П. Раков пишет, что в работах Ф. Рело осуществляется анализ архитектурного метода работы с формой в промышленном производстве:
«… исходя из того положения, что конструирование в значительной степени является свободным творчеством и зависит не только от математических расчетов, но и от знаний, личности и вкусов инженера».
Ф. Рело предполагал, что в будущем обязательно возникнет учение о машинной форме, которое даст возможность в каждом отдельном случае находить оптимальные решения. Свою же задачу он видел в:
«… выявлении и систематизации наиболее общих законов и правил формообразования, стараясь показать, что машина может и должна быть красивой» (Reuleaux F. «Техника и ее связь с задачею культуры». 1885).
Далее автор ретроспективного анализа творчества Ф. Рело отмечает, что теоретик машиностроения говорил о том, что в системе принимаемых инженерами решений, наличествуют стереотипы композиционного свойства, ввиду чего в профилях машин надо отчетливо различать формы, строго обусловленные целесообразностью, и формы «свободного выбора».
В первом варианте профили всех деталей, выполненнные по прямым линиям, по окружности и т. д., связываются между собой. Связь форм «свободного выбора» существенно сложнее, ибо они во многом зависят от «эстетического чутья конструктора». Следовательно, при грамотном взаимодействии с техническими составляющими проекта, его архитектору необходимо, воспользовавшись своей интуицией, композиционно дополнить или откорректировать наметившуюся систему форм.
Стили промышленного дизайна в машиностроении
На современном этапе промышленный дизайн инженерно-технических объектов в машиностроении рассматривается как интеграция формообразования изделий, технических и функциональных характеристик. Исследователи проблемы органичного сочетания техники и искусства в машиностроении М. В. Денисова и Е. И. Шангина указывают на многообразие дизайнерских решений инженерно-технических объектов в машиностроении, объединяя их в следующие группы: инженерный стиль, архитектурный стиль, инженерный китч.
Утилитарно-функциональные задачи инженерного стиля станков, механизмов, технических устройств заключаются в упрощении формы, преследуя основную цель – качественно проработать интерфейсы взаимодействия с человеком, грамотно используя цветовые сочетания. Цветовая гармония при этом определяется с помощью «круга Гёте» (рис. 1).
Рисунок 1. Цветовой круг Гёте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектурный стиль, по мнению авторов публикации, применяется для крупных, не высокотехничных механизмов и транспортных средств. Он наследует формы первичной обработки корпусов механизмов, определяя грубые формы, подобные архитектурным элементам, таким как колонны, карнизы и полки. Данный стиль не всегда отвечает требованиям эксплуатации механических станков и транспорта.
Инженерный китч затрагивает исключительно эстетические свойства выпускаемых изделий, являющиеся его основной целью. Реализация стиля осуществляется путем украшения объекта дизайна, повторением известных или «красивых» элементов существующей внешней формы.
Архитектура минимальных поверхностей в машиностроении
Новое архитектурное направление, использующее в процессе формообразования знания, законы и правила, предложенные геометрами, стало востребованным в архитектуре, строительстве, машиностроении. Максимально обоснованный интерес к данному направлению проявила машиностроительная отрасль и, в частности, автомобилестроение. Параметрическая архитектура была «зачислена» на вооружение и успешно использована дизайнерами при разработке форм авто скоростного типа (рис. 2, 3).
Рисунок 2. Пример дизайна автомобилей
Рисунок 3. Пример дизайна автомобилей
Вычислительная техника и новые методы композиционной работы, генеративный дизайн
Компьютерные технологии и компьютерный дизайн радикально преобразовали инженерно-художественное проектирование. Сформировалась методология проектирования, позволяющая дизайнеру творить посредством управления процессом автоматизированной генерации создаваемых объектов (генеративный дизайн). Задача поиска решения проектных задач при этом значительно упрощается, но с условием абсолютного владения дизайнером компьютерными технологиями. Программное обеспечение для генеративного дизайна в машиностроении дает возможность создавать оптимальные проекты на базе набора технологических требований, определяемых на системном уровне, включая расчётные нагрузки, доступные материалы, методы изготовления и иные ограничения.