Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Научно-технические открытия и изобретения ХIХ − начала ХХ веков и их роль в становлении дизайна

Исторические этапы формообразования

Периоду массового машинного производства промышленных продуктов предшествовал труд ремесленника, сочетающий принципы дизайна с изготовлением изделия. В середине ХIХ века кустарное, ремесленное производство, предваряющее дизайн, как художественное конструирование, все активнее теснила индустриализация во всех отраслях промышленности. Необходимо отметить, что примитивная технология и ручной труд ремесленников, несмотря на отсутствие конкурентоспособности с промышленным производством, создавали индивидуальные, эксклюзивные продукты, характеризующиеся функциональным совершенством, удобством, красотой, экономической целесообразностью. На этапе становления организационных форм основные принципы работы ремесленников легли в основу зарождающегося промышленного дизайна: социологический, инженерный, эргономический, эстетический, экономический, экологический.

Статья: Научно-технические открытия и изобретения ХIХ − начала ХХ веков и их роль в становлении дизайна
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В первой половине XIX века в России развитие индустриального машинного производства было ознаменовано наращиванием художественно-профессионального кадрового потенциала и открытием специализированных учебных заведений «училищ технического рисования». Воспитание художников нового типа – художников для промышленности – стало массовым явлением в центрах развития производств.

В этот период активно разрабатывались вопросы технологии обработки различных материалов, развивались науки, связанные с гигиеной труда на производстве и пользованием предметами быта, систематически проводились промышленные выставки. Наметилась тенденция синтеза искусств, поиск монументально-декоративных форм и эстетизации среды обитания человека, стремление архитекторов и художников к созданию единого архитектурно-художественного ансамбля, в котором все элементы (в т. ч. интерьер и аксессуары) составляли единое художественное целое. Этому способствовало развитие техники и конструкции, типология строительства (промышленные предприятия, вокзалы, магазины, доходные дома). Поиску нового стиля и новых эстетически функциональных свойств способствовали также новые строительные материалы: стекло, металл, бетон. Стремлению к гармонизации и эстетизации средового пространства способствовали также множащиеся производства традиционных строительных материалов: кирпичные и металлургические заводы, кузнечное производство (рис. 1, 2, 3, 4).

«Научно-технические открытия и изобретения ХIХ − начала ХХ веков и их роль в становлении дизайна» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Пример кубанской ковани. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Пример кубанской ковани. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Пример кубанской ковани. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Пример кубанской ковани. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Пример кубанской ковани. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Пример кубанской ковани. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Пример кубанской ковани. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 4. Пример кубанской ковани. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На фото выше приведены характерные образцы кубанской ковани рубежа XIX-XX веков, сохранившиеся до настоящего времени (фото автора).

Находясь в постоянном творческом поиске новых функционально обоснованных форм в этот период, художники и архитекторы культивировали идею синтеза всех искусств в среде обитания человека. Яркими представителями и основоположниками отечественного дизайна, как универсальной творческой профессии, на рубеже XIX-XX вв. стали: живописец, график, проектировщик мебели и ювелирных изделий В. В. Кандинский и график, мастер фотоискусства, художник театра и кино А. М. Родченко − один из основоположников конструктивизма.

Промышленный переворот и новый способ производства, ознаменовавший активный поиск новых форм в Европе и США середины XIX века, стимулировал развитие дизайна. Этому способствовало массовое появление механизированных ткацких фабрик (первая механизированная ткацкая фабрика 1801 г. в Англии), переход к механизированному изготовлению деталей и стандартизации, развитие авиации (самолетный челнок Джона Кея) и машиностроения, паровые двигатели, конвейер. Научно-технический прогресс моментально превращал любые достижения человеческой мысли в бытовые приборы, полезные вещи и инструменты.

В этот период в Германии формируются основные направления дизайна, зарождается школа промышленного искусства, начавшая готовить профильных специалистов уже на рубеже XIX-XX вв. Образовательные концепции немецкой школы промышленного искусства («das Bauchaus») строительства и художественного конструирования, просуществовавшей до 1933 года и упраздненной фашистами, считаются основой всех мировых школ дизайна.

Международные промышленные выставки: роль в развитии дизайна

Наряду с развитием теоретических воззрений на производство (теоретик машиностроения Франц Рёло) во взаимосвязи с развитием культурных практик (писатель Уильям Моррис), огромный практический стимул развитию проектного творчества и формообразования оказали промышленные выставки. Первая Всемирная промышленная выставка состоялась в Англии в 1851 г., где Хрустальный дворец Джозефа Пакстона произвел мировой фурор и надолго стал объектом дискуссий и обсуждений не только в среде архитекторов и художников, но и в обществе. Экспонаты художественного раздела, различные способы рекламы Всемирной промышленной выставки 1861 г. удивляли и притягивали внимание участников. Омнибусы, движущиеся тротуары и др. поражали воображение.

Уже в 1867 г. Всемирные выставки в Париже, представившие на обозрение участников «Дворец промышленности» и «Дворец машин» в 1889 г., стали отправной точкой для инновационных разработок в области средового дизайна, дизайн-графики и промышленного дизайна. Конструктивные и функционально-эстетические характеристики башни Густава Эйфеля (1889 г.) до настоящего времени не утратили своей инженерной и эстетической уникальности.

Новые стили в странах Европы на рубеже XIX-XX вв.

Новинкам промышленности соответствовал поиск новых способов выражения стилевой направленности в архитектурном дизайне и дизайне интерьера. Проблемы функционально-эстетической целесообразности организации частного жилого помещения стали объектом общественного обсуждения. Так, дух новаторства, присущий индустриализации производства на рубеже XIX-XX вв., захватил художников, изобретающих новые стилевые тенденции в рамках Арт-нуво: (стиль «метро» или «стиль Гимара» во Франции, «стиль Орта» в Бельгии, «югендстиль» в Германии, «цветочный стиль» или «Либерти» в Италии, «сецессион» в Австрии, «модерн» в России).

На фоне промышленного производства предметов мебели и других изделий прикладного характера, их тиражирования, начался период активных творческих изысканий в сфере проектной деятельности, формировалась эстетическая концепция образа жизни. Стилевые решения интерьера любого назначения вместе с архитектурой должны были составлять среду, т.е. эстетически завершенный, удобный, целесообразно-организованный предметно-пространственный ансамбль. Этому способствовало колоссальное развитие средств и путей сообщения на рубеже XIX и XX столетий, сблизившее разделенных морями и океанами разных культур. Накопившаяся в Европе своеобразная «усталость» от традиционных форм и образов, преодолевалась внедрением африканского или азиатского искусства, воспринимаемых ранее как экзотические отклонения от стандартов. Началось движение к полновесному использованию художниками-проектировщиками и архитекторами всех доступных средств выразительности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 14.08.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot