Статья посвящена истории и современному развитию основанного в 1918 году Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря. За 100-летнюю историю сотрудникам ВХНРЦ удалось сохранить тысячи памятников искусства, среди которых иконы соборов Московского Кремля, иконы «Богоматерь Владимирская» (первая треть XII в.) и «Троица» кисти Андрея Рублева (XV в.), живопись и графика из собраний Дрезденской галереи и галереи Уффици, экспонаты из коллекций Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственного исторического музея и многое другое. Сейчас ВХНРЦ располагает реставрационными мастерскими, отделами физико-химических исследований, научной экспертизы, архивом и фототекой. Все это позволяет Центру осуществлять реставрацию и научную экспертизу памятников истории и культуры, вести научно-исследовательские работы (физико-химические и рентгенографические исследования), проводить курсы повышения квалификации для реставраторов.
Статья посвящена реставрации и исследованию Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э. Грабаря расписного «неба» из деревни Хвалинская национального парка «Кенозерский». «Хвалинское небо» является самым ранним из семнадцати сохранившихся в Кенозерье. Традиция наиболее распространенной иконографической программы «Небесное воинство», которая сформировалась в соседних регионах районах Каргополя и низовьев Онеги во второй половине XVIII века, здесь реализована уникальным образом. В статье описаны техники восстановления памятника и представлен анализ изображения, композиционных особенностей и стиля росписи, создающих впечатляюще сильный образный эффект. Первое экспонирование отреставрированных Хвалинских «небес» на выставке к 100-летнему юбилею ВХНРЦ позволило по достоинству оценить значение этого произведения, определить его место среди памятников культуры Русского Севера.
это процесс записи информации о работе музейного учреждения, осуществляемый согласно определённым правилам или традициям. Как правило, подразумевается запись информации на бумажный носитель. Однако, применительно к настоящему пособию, следует расширить понятие «документирование». Во-первых, в связи с тем, что в современную управленческую практику внедряется электронный документооборот, а вовторых – для того, чтобы учесть не только научную, но и рекламную документацию музеев, которая может существовать исключительно в электронной форме.
сохраняет или реконструирует на основе достоверных научных данных реально существовавшую или типичную для определенной эпохи социокультурную обстановку. Ансамблевая экспозиция характерна для мемориальных музеев, для музеефицированных памятников истории и культуры – дворцов, усадеб, крестьянских изб. Ее примером могут служить исторические интерьеры или их фрагменты, воссоздаваемые в музеях гуманитарного и естественнонаучного профиля.