Замечание 1
От представления единоличностного Бога религия начала стремиться к тринитарной форме... $3$ столетии ранние христиане полностью принимали единство Бога и божественность Христа, рассуждая в тринитарной... Это течение имело название модализма и являлось значительным соперником тринитарной концепции в $188$... Правивший в то время император Константин был вынужден решать разгоревшиеся споры в государстве, что... Но спор был не закончен.
Эта статья дает краткий анализ тринитарного богословия Евномия (ум. 394). Евномий был одним из влиятельных неоарианских богословов в конце IV века, который в оригинальной философской системе попытался изложить последовательно и доступно учение о Троице. Ряд отцов церкви, включая Василия Кессарийского и Григория Нисского, написали опровержения его учения. Богословие и труды Евномия, которые не переведены на русский язык, большей частью неизвестны русскому читателю, за исключением ссылок на Евномия в значительной мере устаревших работах по патристике конца XIX, начала XX вв.
$4-8$ века: Богословские споры, формирование более определённого понимания христианского учения,... Тринитарный вопрос и составление символа веры, христологическая проблема о природе сына божьего, оппозиция
Настоящая статья посвящена анализу историко-богословских исследований выдающегося православного богослова прот. Георгия Флоровского, в которых затрагиваются проблемы, связанные с историей арианских споров IV в. По мнению автора, о. Георгию удалось показать непреходящую ценность святоотеческой традиции IV в. и раскрыть связь между тринитарной проблематикой спора и христологическими вопросами, а также учением о творении. В то же время картина арианских споров в трудах о. Георгия отличается заметной неполнотой. Он сосредоточивает внимание, главных образом, на тех темах, которые волнуют его самого и абсолютизирует их значение, упуская из виду другие важные "линии" развития спора.
(лат. absolutus – безусловный, законченный, полный, неограниченный, совершенный) – понятие, обозначающее ничем и никем не обусловленную, самосущую и самодеятельную, вечную и бесконечную, полностью свободную и совершенную духовную сущность, являющуюся источником и первоосновой феноменального мира, обусловленного, преходящего, конечного, несовершенного.
(лат. – возвышенное место) – место, служащее для жертвоприношения, первоначально в первобытных и политеистических религиях имел форму очага. В раннем христианстве, позднее – у католиков и протестантов – стол, на котором совершается евхаристия. В православном храме – его передняя часть, отделена от остального пространства иконостасом.
течение в христианстве в IV–VI вв., учение последователей александрийского епископа Ария (256–336), отвергающее единосущность Бога-Сына и Бога-Отца. Учение Ария основывалось на идее абсолютной трансцендентности Бога. Сын не мог быть совечен или рожден, а только создан из ничего по воле Отца раньше всех веков.