социология развития занимается анализом социальных и политических последствий индустриализации в обществах «третьего мира». В 1960-е гг. в этой области господствовали подходы и положения, разработанные в рамках функционализма. Инду стриальное изменение с этой точки зрения рассматривалось как в основном благотворное. В 1970-е гг. марксистская социология подчеркивала негативные последствия капиталистической индустриализации, утверждая, что программы развития, финансируемые западными обществами, не обязательно ведут к эко номическому росту или социальному улучшению. Опыт быстрого экономического роста во многих прежде слаборазвитых обществах в 1980-е гг. и их включение в глобализованную экономику, упадок марксизма как интеллектуального течения в социологии в 1990-е гг. и понимание того, что нация-государство потеряла свое значение в качестве единицы анализа в условиях глобализации, привели к существенному ослаблению социологического интереса к развитию как объекту исследования.
Определение 1
Раздел социологии, изучающий последствия перехода к индустриализации общества (в... странах третьего мира в особенности), называется социологиейразвития.... Другие социологи отмечают целенаправленное планирование и внедрение изменений в обществе его правящей... Социолог А.Л.Чижевский в своих трудах выявил зависимость общественных событий от природных процессов.... Нужно отметить, что различные типы циклического развития синхронизированы между собою.
В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы развития отдельных территорий на основе использования имеющегося социально-экономического потенциала.
Классический этап развитиясоциологии (начало XIX - начало XX вв.)... Ученым, внесшим свой особый вклад в развитиесоциологии, стал Г.Спенсер, который основывал свои теории... Огромное влияние на развитиесоциологии оказали работы К.Маркса и Ф.Энгельса и их марксистская социология... Развитие эмпирической социологии связано с Чикагской школой и именами Р.Парка и Э.Берджесса, которые... Концепция социального обмена (Дж.Хоманс, П.Блау): социология - результат процесса естественного развития
В статье исследуется феномен ранней американской социологии сквозь призму рецепции идей европейской социологии. Анализируется процесс восприятия, заимствования и усвоения идей О.Конта, Г. Спенсера и других представителей западно-европейской общественной мысли американскими интеллектуалами конца ХIХ начала ХХ вв. Выявлены основные тенденции процесса восприятия учений основоположников социологии в контексте специфической социокультурной ситуации США.
термин, введённый М. Вебером для обозначения теоретически сконструированной социальной реальности, которая выражает общие
ценностные установки своего времени и является рационально правильной. И.Т. – это не то, что есть в действительности, а своеобразный «эталон» вообра жаемого явления или действия, как если бы оно имело место в идеальных усло виях для своего времени. Вебер и его последователи использовали И.Т. как своеобразный метод познания общества: с помощью этой теоретической конст рукции можно судить о степени расхождения идеала и реальности.