Раздел социологии, изучающий последствия перехода к индустриализации общества (в странах третьего мира в особенности), называется социологией развития.
Социальная эволюция
Существуют различные теории, объясняющие механизм общественного развития. Главной причиной социального развития принято выделять устройство технологической и экономической структуры общества. Такие составляющие, как политическая и духовная, считаются вторичными, и определяются основной причиной.
В отличие от классической теории социального развития, которая считает общество эволюционирующим организмом, обладающим специализированными органами и функциями, социальный неоэволюционизм применяет относительно социума идею образования новых видов социальных связей путем изменения, и саморегулирования, по примеру естественного отбора в эволюции Дарвина.
Ряд исследователей считают основным фактором огромного разнообразия вариантов общественного развития простым стечением обстоятельств, появляющихся стохастично. Другие социологи отмечают целенаправленное планирование и внедрение изменений в обществе его правящей элитой. Вероятнее всего, оба объяснения социальных изменений правильны, и присущи любому обществу в той или иной степени.
Теории социальной эволюции
Циклически-волновой подход основывается на повторяемости всех событий в обществе (экономические, политические и другие). Природная цикличность стала основанием для методологического и эмпирического понимания развития общества и человечества в виде циклически-волновой системы.
Данный подход к развитию обществ охарактеризован следующими чертами:
- повторяющиеся, существенные в развитии факторы обобщаются;
- в качестве основы выделяются некоторые критерии, способствующие обнаружению циклической связи между историческими событиями в обществе.
Миро-системные теории общества рассматривают человечество в качестве суперорганизма, находящегося в постоянном процессе становления, с общими механизмами, тенденциями и законами для всех стран.
Концепция миросистемного анализа включает в себя следующие элементы:
- Глобальность: человечество рассматривается как единая миросистема, а не совокупность отдельных обществ. Процесс развития любого общества принимается за результат процессов, протекающих и внутри него, так и извне;
- Исторический подход: человечество является результатом взаимодействия всех основных технологических типов обществ;
- Отсутствие автономности системы в любом обществе: принятие их за метасистемы взаимодействия различных типов обществ;
- Холистический подход: принятие географических единиц (стран, регионов, городов) в качестве цельных образований, обладающих качествами, которые нельзя свести к качествам формирующих их общественных систем;
- Циклически-волновой подход: принятие за первопричину эволюции общества множества повторяемых событий.
Социолог А.Л.Чижевский в своих трудах выявил зависимость общественных событий от природных процессов. К примеру, солнечный импульс воздействует на нервно-психические процессы человека. Таким образом, внешняя природная среда способна вызывать различные возбуждения, волнения и отклонения в принятом за норму поведении в массах людей. Нужно отметить, что различные типы циклического развития синхронизированы между собою. Но развитию общественных подсистем, формаций и цивилизаций присуща также рассогласованность. Циклическое понимание развития обществ при миросистемном подходе включает в себя синхронизацию социальных и природных циклов.