в социологии давно ведется полемика о том, в какой степени или в каком смысле социология является наукой. В общепринятое понимание наук входит представление о том, что они имеют определенные цели и используют определенные методы для их достиже ния. С более фундаментальной точки зрения, они стремятся к причинному объяснению закономерностей природного мира. Науки пытаются представить теории, в рамках которых в свою очередь генерируются проверяемые гипотезы. Теории, обобщения или даже законы могут выдержать этот процесс проверки, после этого они получают все большее и большее признание, будучи отвергаемыми только в том случае, если показывается, что они логически непоследовательны, или если накапливаются противоречащие им данные. Одним из наиболее важных способов получения данных, касающихся теории, является эксперимент, который может повторяться и который часто связан с попытками квантификации (количественного выражения) переменных, использованием техник из мерения и применением математических и статистических методов анализа полученных результатов. Многие социологи (часто называемые позитивистами) полагают, что их дисциплина обладает многими из этих черт науки. Они стремятся к причинному объяснению явлений социального мира посредством соотнесения теорий с эмпирическими данными, которые часто подвергаются квантификации. Утверждается даже, что определенные виды причинного моделирования могут быть эквивалентны эксперименту. Здесь следует отметить, что на практике естественные науки не вполне соответствуют приведенной схеме: например, часто трудно повторить эксперимент в его первоначальной форме, а некоторые отрасли науки, такие, как астрономия или теория эволюции в биологии, вообще не используют эксперименты в строгом смысле этого слова. Однако даже социологи-позитивисты признают, что социология не может точно соответствовать научному методу. Очевидно, что очень трудно экспериментировать с социальным поведением так, чтобы можно было полностью контролировать переменные и повторять эксперименты. Однако существуют и более фундаментальные возражения против того взгляда, что социология с некоторыми относительно незначительными оговорками подобна естественным наукам. Во-первых, утверждалось, что нельзя относиться к людям так же, как к объектам природного мира, поскольку помимо всего прочего человеческие существа обладают способностью мыслить и наделять смыслом окружающий их мир. С этой точки зрения, социологи не могут стремиться к созданию теорий, предлагающих причинные объяснения социального поведения. Единственно возможными являются теории, обеспечивающие понимание социальных явлений, может быть, посредством такой операции, как verstehen. Крайняя версия этой позиции представлена П. Уинчем (Winch, 1958), который утверждает, что социальное поведение необходимо рассматривать не как закономерное поведение, вызванное теми или иными причинами, а как поведение,
следующее правилам. Социологи не объясняют причины, они выявляют правила. Второй аргумент против позитивистского взгляда на социологию заключается в том, что социология, в отличие от естественных наук, не может быть отделена от оценочных суждений о социальном поведении. Поскольку социологи сами являются членами изучаемого общества, они просто не могут объективно исследовать его; они могут рассматривать
социальную реальность лишь в том виде, в каком она предстает, пройдя сквозь фильтр оценочных суждений.
Этапы становления социологии как науки
Любая наука в процессе своего становления проходит несколько... Ввел в науку термин «социология» философ и мыслитель Нового времени Огюст Конт, которого по праву называют... основоположником социологии как самостоятельной науки.... На современном этапе развития социология является самостоятельной наукой, изучающей общественные процессы... и явления
Определение 1
Социология - это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной
Понятие социологиинауки
Определение 1
Социологиянауки – это особый раздел социологии, который... Внимание социологии научного знания направлено на анализ динамики развития науки.... Таким образом, объект социологиинауки – наука как социальный институт
Предмет социологиинауки – закономерности... развития науки как социального института
Становление социологиинауки
Как самостоятельное направление... влияние на дальнейшее развитие социологиинауки.
Социология науки как теория среднего уровня изучает состояние современной науки, ее вклад в научно-технический прогресс, статус науки и ученых в обществе, функции и взаимодействие организационных форм науки. В центре внимания социологии науки находятся научные коллективы, научные коммуникации, условия труда ученых, исследование социальных последствий научно-технической революции, воздействия общественных условий на развитие науки, а науки на общество.
(iron curtain), граница между подконтрольной СССР Восточной Европой и Западной Европой. Впервые эту фразу произнесла в 1920 г. Этель Сноуден, жена британского политика-лейбориста, но известной ее сделал Уинстон Черчилль, заявивший в марте 1946 г. в Фултоне, штат Миссури, об угрозе
тирании и тоталитаризма, исходящей из СССР, который создал «железный занавес» (от Щецина на Балтике до Триеста на Адриатике).
философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы, а в обществе - процесса материальной жизни людей. Проблема соотношения бытия и сознания - основной вопрос философии.
Оставляя свои контактные данные и нажимая «Попробовать в Telegram», я соглашаюсь пройти процедуру
регистрации на Платформе, принимаю условия
Пользовательского соглашения
и
Политики конфиденциальности
в целях заключения соглашения.
Пишешь реферат?
Попробуй нейросеть, напиши уникальный реферат с реальными источниками за 5 минут