(араб.) – наиболее авторитетный мусульманский законовед (факих), имеющий право выносить самостоятельное суждение (иджтихад) по религиозным и правовым вопросам.
Сегодня большинство исследователей северокавказской религиозно-политической реальности рассматривают роль международного фактора в активизации ислама в регионе исключительно в узком аспекте финансирования "международным террористическим интернационалом" дестабилизации ситуации на данной территории. Однако обстоятельства выхода проблем северокавказского исламского возрождения на международный уровень намного сложнее и многограннее. Начнем с того, что многие столетия трактовки и практики ислама, утвердившиеся на Кавказе, развивались по своим сценариям, во многом отличавшимся от общехалифатских. Во-первых, мусульмане региона были весьма изолированы от внешнего исламского мира. В силу отдаленности региона от политических центров Халифата и труднодоступности внутренних районов Кавказа внутрихалифатские социальные, политические, военные, культурные и иные трансформации доходили до региона в виде слабых отголосков. Во-вторых, понимание и практика ислама на Кавказе в связи с удивите...
В работе рассмотрен вопрос женского религиозного наставничества в современном Иране. Показано, что иранские богословы по-разному смотрели на возможность женщины быть религиозным наставником (марджа’): многие из них это поддерживали, некоторые с этим соглашались в случае если она будет руководить только женщинами, однако многие, в частности аятолла Хомейни, выступали против этого. Приведена краткая биография двух наиболее известных женщин-марджа’: Несрат Амин и Захра Сефати. Обе они получили разрешение на толкование исламских текстов от выдающихся иранских аятолл. Им благодаря своей инициативности и стремлению к знаниям удалось добиться больших успехов в шиитском богословии, и их труды были высоко оценены иранскими богословами. Очевидно, что их деятельность была тесно связана с важными событиями, происходившими в иранском обществе при их жизни: Конституционной революцией, антирелигиозным режимом шаха и Исламской революцией. В настоящее время в связи с ростом образования и социальной ...
течение в протестантизме, возникшее в 1833 г. в США под влиянием эсхатологических и милленаристических идей ривайвелизма. Основатель течения Уильям Миллер, исходя из пророческих книг Библии, предсказал второе пришествие Христа и последующий конец света сначала в 1843 – 1844 гг., а затем в 1847 г.