(oт лат. factum – сделанное, совершившееся) – 1. Некоторое действительное явление, событие, происшествие. В этом смысле Ф. выступает в качестве характеристики объективной реальности как проявление ее определенных свойств, качеств, отношений. 2. В научной методологии Ф. рассматривается в качестве характеристики познавательной деятельности как фиксация результатов научного исследования.
Словарь по психологии под психологическими фактами понимает широкий круг проявлений психики, включая... Различия между психическими явлениями и психологическими фактами
Различия между понятиями психические... явления и психологические факты предлагает зафиксировать Ю.Б.... Здесь и возникает такое понятие как психологический факт.... Виды психологических фактов
Психологические факты существуют объективно и доступны для объективного
В рецензии на книгу Т.И. Тугай о выдающемся казахском поэте, ученом и общественном деятеле А.Б.Байтурсынове обращается внимание на новые факты, источники и свидетельства, которые дополняют современные представления по поводу региональных аспектов истории межкультурного русско-казахского взаимодействия. Выделены основные достижения автора в развитии историографии образования и культуры начала XX века, укреплении и гармонизации межнациональных отношений в рамках биографического жанра.
Если время, отведенное на решение задачи меньше времени существования факта, любой факт может быть вечным... В основе его существования всегда лежит объективный факт;
Объективный факт истинен и демонстрирует наличие... фактом и адекватен ему.... Субъективный факт всегда идеален.... Понятия «субъективный» и «объективный» факт тоже поменялись местами: объективный факт как бы перестает
Анализируются общие признаки юридических фактов, объединяющие их, и особенности юридических фактов-состояний, позволяющие отделить их от фактов-деяний, фактов-событий. Предлагаются новые критерии классификации, в том числе кратность правовых последствий.
концепция американского философа Ф. Фукуямы, согласно которой глобализационные процессы в мире происходят путем усвоения и принятия всеми народами западных стандартов жизни (политическая система, демократия, гражданское общество, принципы организации экономических и социокультурных норм). Новые формы общественной жизни уже не могут возникнуть, и общественная система застывает на достигнутом уровне. Концепция «К. и.» Ф. Фукуямы отвергается не только общественной мыслью, но и мировой практикой.
межгрупповая дифференциация в форме противопоставления своей группы и внешней по отношению к ней группы (или групп). «М. и о.» является феноменом психологии межгрупповых отношений и тождественно понятию «свои-чужие». Дифференциация «М. и о.» проявляется в том, что людям свойственно приписывать позитивные события своей группе, а негативные – чужой. Кроме того, позитивному поведению членов своей группы и негативному поведению членов чужой группы приписывались внутренние причины, а негативному поведению «своих» и позитивному поведению «чужих» – внешние причины. На уровне психологии взаимоотношений, установки на «М. и о.» способствуют не сближению, а дальнейшему межгрупповому эмоциональному отчуждению. Экспериментально доказано, что существуют различия в приписывании причин поведения «своим» и «чужим». Относительно причин такой асимметрии есть два подхода: мотивационный и когнитивный. Согласно первой модели в основе дифференциации «М. и о.» лежит мотив защиты своей группы. Мотивационная модель механизмов, лежащих в основе деления «М. и о.», предсказывает использование внутренних и стабильных причин для объяснения позитивного поведения «своих» и негативного поведения «чужих», вне зависимости от ожиданий, основанных на стереотипах. Сторонники когнитивистской модели утверждают, что существует тенденция приписывать поведению, которое согласуется со стереотипами, внутренние и/или стабильные причины, а поведению, которое не согласуется со стереотипами, – внешние и/или нестабильные причины, вне зависимости от того, позитивно это поведение или негативно и кому оно свойственно – «своему» или «чужому». Выделены следующие ситуации, в которых индивиды мотивированы к активизации дифференциации «М. и о.»: 1) когда они испытывают страх за свою социальную идентичность; 2) когда они принадлежат к группе, имеющей несправедливо низкий статус; 3) когда межгрупповые отношения конкурентны; 4) когда отсутствуют надгрупповые категории, включающие представителей и своей, и чужой групп.