Проведен анализ основных понятий в области безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики. Показана необходимость развития понятийного аппарата в указанной области в соответствии с требованиями различных стадий жизненного цикла и, в первую очередь, тех, которые связаны с процессами разработки и доказательства безопасности. В существующих нормативных документах используется понятие «функциональная безопасность», которое, к сожалению, трактуется по-разному. Кроме того, определение этого термина связано с понятиями «риск» и «ущерб», что характеризует целесообразность его использования для нормирования показателей безопасности инновационных разработок и оценки проектных решений. Использование понятия «функциональная безопасность» для разработки и доказательства безопасности систем железнодорожной автоматики затруднено его недостаточной содержательностью и отсутствием методик. В соответствии с этим предложен методический подход и система понятий для стадий разработки и доказатель...
Показана необходимость развития понятийного аппарата в области видов испытаний систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики на работоспособность и безопасность в соответствии с требованиями стадий жизненного цикла разработки и доказательства безопасности. Это определяется тем, что в существующих нормативных документах отсутствует общая классификация видов испытаний сложных систем автоматики и управления, в том числе систем железнодорожной автоматики. В работе предложены три классификационных признака испытаний систем железнодорожной автоматики и телемеханики: этапы жизненного цикла, предметная область, технология испытаний. Указано, что виды испытаний автоматизированных систем управления по классификационному признаку «этапы жизненного цикла» в существующих нормативных документах достаточно формализованы и пригодны для применения в области железнодорожной автоматики и телемеханики. Виды испытаний по признакам «предметная область» и «технология» являются специфичными ...