Особое внимание уделяется фигурам гиперборейских дароносиц Арги (Гекаэрги) и Опис, учредивших на Делосе культ Артемиды и Аполлона. Отмечается, что их имена, переданные греческими авторами, являются эпитетами Аполлона и Артемиды. Анализируется эволюция как образов дев-дароносиц, так и эпитетов богов-близнецов в историко-религиозном контексте.
В статье изучается история гиперборейского вопроса, после столетнего перерыва заново вставшего перед мыслителями конца XIX-XX в. Обращение к нему инициировано так называемой арктической гипотезой происхождения цивилизации. Гиперборейский вопрос рассматривается в широком историческом и политическом контексте в связи с самыми различными течениями гуманитарной мысли, что является новым для отечественной науки. Показана связь между массовым всплеском интереса к гиперборейской проблематике и состоянием общественного сознания в рассматриваемую эпоху.Критическому анализу подвергнуты концепции Ж. Байи, У. Уоррена, Б. Г. Тилака, Е. П. Блаватской, Г. фон Листа, Й. Либенфельса, Р. фон Зеботтендорфа, Г. Вирта, О. Рана, Р. Генона, М. Серрано, общим для которых было не только постулирование существования в древности северного палеоконтинента, где находился «изначальный Эдем» человечества, но и выборочное использование научных данных, применение интуитивного анализа вместо научной методологии, игн...