(от греч. asketes – упражняющийся в чем-либо; отшельник, монах) – ограничение и подавление чувственных влечений, желаний («умерщвление плоти») как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, А. является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы во имя социальных целей). Истоки А. обнаруживаются уже в первобытном обществе. Значительного развития А. достиг в восточных религиях (брахманизм, джайнизм, индуизм, буддизм, древне-иудейские секты). А. выступает как путь преодоления плоти, освобождение от нее. Наиболее частые формы А.: отшельничество, посты, безбрачие, различные самоистязания. Для А. характерна низкая внутриличностная конфликтность человека.
Понятие об аскетизме как защитном психологическом механизме
Защитный механизм аскетизма является адаптивным... Особый духовный смысл понятию аскетизма в античные времена придавали стоики, которые понимали под аскетизмом... Рассматривая аскетизм с психологической стороны, отмечается его защитное действие, которое свойственно... Именно это противоречие и лежит в основе аскетизма.... Также понятие аскетизма встречается в исследованиях Д. М.
Доклад профессора Оксфордского университета1 Себастьяна Брока, известного специалиста по сирийской литературе, культуре, церковной истории и библеистике, посвящен осмыслению такого феномена сирийского аскетизма. Автор преследует цель выявить истоки возникновения в первую очередь библейские а также проследить последующее развитие аутентичной, отличной от египетской, формы подвижничества, получившей распространение на территории Сирии и Месопотамии в монашеских кругах. Доклад прочитан на коллоквиуме «Аскетизм в ранневизантийском мире», состоявшемся в Бирмингемском универститете, Англия, 19-20 марта, 1971 г. Перевод доклада профессора Себстьяна Брока с английского выполнен преподавателем кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии, заведующим кафедрой богословия Минской духовной семинарии иереем Александром Полховским, кандидатом богословия.
Говоря о методах православной психологии, о методологических принципах построения научной православной психологии, автор считает, что психологическая наука должна помочь более обстоятельному изучению аскетики. Как знание анатомии и физиологии дает возможность освоить искусство врачевания, так и православная психология призвана помочь освоению подвижнического искусства, цель которого не только правильно поставить диагноз болезни душевной, но и определить систему ее лечения. Таким образом, православная психология должна составить не что иное, как пропедевтику аскетики, являясь, в прямом смысле слова, подготовительным курсом, вводящим в более сложную и более важную аскетическую науку.
1) лицо, действующее в пользу той или иной частной или общественной организации с целью воздействия на государственные решения; 2) человек, действующий по поручению каких-л. органов, учреждений; 3) непризнанное отдельное лицо, активно действующее в кулуарах.
целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.