«Ругон-Маккары» - это собирательное название цикла романов Э. Золя.
Деградация человека в романе «Западня»
Романы Э. Золя «Западня» и «Жерминаль» - это романы о «классовом» соседстве, в которых в мелкобуржуазном восприятии рассматривается проблема пролетариата. Сам писатель предупреждал, что целью его романов о рабочих является упорядочение и усовершенствование системы отношений буржуазного общества, и эти произведения «не крамольны».
В романах Золя есть много объективно-истинного в изображении современного писателю пролетариата.
В романах писателя бытие этой социальной группы исполнено трагизма. Здесь все охвачено смятением, буквально все отмечено знаком неотвратимости рока. А пессимизм этих произведений находит выражение в их своеобразном, «катастрофическом» строении. Противоречие в них всегда разрешается таким образом, что трагическая гибель оказывается необходимостью.
Романы Э. Золя о пролетариате имеют похожее развитие – действие развертывается от потрясения к потрясению, от пароксизма к пароксизму, чтобы докатиться до катастрофы, которая все взрывает.
Для Золя очень специфично такое трагическое осознание действительности. Именно в этом заключается характерная особенность стиля писателя. Одновременно с этим появляется сентиментализирующее отношение к мещанскому миру.
Роман «Западня» был опубликован в 1877 году и вызвал во французском обществе огромный резонанс. Парижская аристократия, конечно, понимала, что рядом с их миром – миром богатства есть другой – мир нищеты, но до Золя никто не показывал его с такой откровенной прямотой и натуралистичностью.
Для парижан, чья жизнь состояла из бесконечных званых вечеров, балов, светских бесед, развлечений, новых нарядов, живущих в мировом центре моды и роскоши, было чем-то совершенно невероятным и невозможным представить, что мечтой молодой, привлекательной женщины может быть отсутствие побоев и чистая комнатка.
События романа «Западня» происходят в городских предместьях и описывают жизненный путь простой французской девушки Жервезы.
В художественной литературе есть множество произведений, в которых рассказывается история падения человека – от благородства до порока, от богатства до нищеты, от нравственной чистоты до разложения. Особенность романа «Западня» заключается в том, что падение героини обусловлено не столько личными причинами, сколько социальной средой, условиями, в которых ей, как многим тысячам других людей, пришлось жить.
В романе писатель обращается к следующим проблемам:
- Алкоголизм;
- Человеческая деградация;
- Бедность;
- Лень;
- Распутство.
Городская среда сама потворствует пороку. Здесь грязь – привычна, на пошлость никто не обращает внимание. Все это превращает жизнь в замкнутый круг, и выбраться из него, несмотря на все усилия, невозможно.
Несчастный случай ознаменовывает для семьи Жервезы начало катастрофы. Только стоит на мгновение потерять силу воли и рассудительность, предаться лени, как человек тут же попадает в гигантский капкан, огромную западню. Купо, пытаясь из него выбраться, сильнее втягивает сначала себя, затем и Жервезу с детьми в яму нужды и порока.
В романе писатель целенаправленно показывает, как пошлость и низость городской среды воспроизводит саму себя. Нана, дочь Жервезы и Купо, героиня одноименного романа цикла «Ругон-Маккары» становится тем, кем могла не стать. Она с детства была лишена родительской любви и внимания, испытывала на себе постоянные побои, не видела ничего, кроме пьяного отца, склок, грубости, грязи. В ее душе нет ничего чистого и благородного, напротив, с малых лет в девочке обнаруживается лживость, властолюбие, жестокость по отношению к другим детям – таким образом она переносит увиденное у взрослых в детскую жизнь.
Нана мечтала оказаться в мире развлечений и удовольствий, которых так много в Париже, и в результате сбегает из дома с престарелым, но обеспеченным человеком. Не имея ясных целей, не имея жизненных ориентиров, Нана раз за разом вынуждена возвращаться домой, вызывая гнев и удивление родителей.
Э. Золя с удивительной выразительностью показывает, как Купо с каждой выпитой рюмкой алкоголя падает все глубже и глубже, не пытаясь даже зацепиться за выпадающие изредка возможности. Он теряет рассудок и погибает, не вызывая ни капли жалости.
Характеристика героев романа
Главной героиней романа «Западня» является парижская прачка Жервеза Маккар. На ее примере писатель показывает практически весь парижский рабочий класс и дает натуралистический анализ жизни пролетариата.
Первый любовник Жервезы и ее гражданский муж – Огюст Лантье, отец Клода Лантье и Этьеан Лантье (героя романа «Жерминаль»). Огюст по роду своей деятельности – шапочник, а по существу – прожигатель жизни, альфонс, который живет за счет любовниц. Лантье бросает Жервезу с двумя детьми, как только в семье заканчиваются деньги, но возвращается, когда ее прачечная начинает приносить неплохой доход, а сама Жервеза – сорить деньгами. Впоследствии Огюст поступает так же с Виржини Пуассон - разоряет ее кондитерскую лавку и уходит искать новую жертву.
Муж Жервезы Купо работает кровельщиком. Это представитель рабочего класса. Он занимается грязной, черной, очень опасной работой, после которой у него лишь одно желание – выпить. Купо начинает пить в «Западне» еще до женитьбы на Жервезе.
После падения с крыши он понимает, как хороша жизнь, когда не нужно работать. С этого момента начинается нравственное падение героя. Он допивается до белой горячки и умирает в странных мучениях.
Сын кружевницы кузнец Гужо – платонический возлюбленный Жервеы. Добрый, наивный, верный своей даме сердца, он так же сильно любит свою работу. Гужо, воспитанный порядочной женщиной, работящий, честный, верный своим принципам и чувствам человек. Гужо готов отдать любимой все, но взять ее он не может, даже в период самой крайней нужды, когда героиня принимает решение торговать телом, чтобы заработать на кусок хлеба.
Нана – дочь Жервезы и Купо – испорченная девушка. Разорение родителей становится для нее поводом для оправдания своего распутства.
Периодически главной героиней в романе становится еда. Она – отдушина для Жервезы. А пиршество в честь ее именин – последняя отрада разоряющейся прачки. Гости и родственники едят жадно, много. Еда становится смыслом жизни парижского рабочего. Это единственное, что способно объединить героев за одним столом.