Сущность свободного ценообразования
Большинство граждан ассоциируют процесс перехода от централизованной деятельности к рыночной с конкуренцией. Свободное ценообразование – это неотъемлемый элемент новой модели рынка.
Любое предприятие вправе самостоятельно определять стоимость своей продукции, но при этом необходимо учитывать рыночную ситуацию. В зависимости от ситуации на рынке фирмы могут устанавливать цены по одному из следующих вариантов:
- Свободное ценообразование, которое предполагает отсутствие обязательств у продавца и покупателя до сделки купли-продажи;
- Договорно-контрактное определение цены. В данном случае продавец и потребитель самостоятельно заключают сделку, однако после или же до нее имеют некоторые обязательства;
- Фьючерс – это предстоящая закупка по стоимости, которая определена в контракте. Данный вариант чаще всего применяется для страхования активов компании от изменения цен;
- Опцион – это соглашение, при котором один участник дает право другому покупать/продавать финансовый инструмент;
- Определение стоимости при частичной или полной монополизации.
Свободное ценообразование является важнейшим признаком установления рыночных взаимоотношений. Такое образование часто называется либерализацией стоимости, поскольку фактически цены высвобождаются из-под жесткого контроля со стороны государства.
При рыночной модели хозяйствования стоимость продукции устанавливается на основе спроса и предложения. В этом и заключается отличие свободного ценообразования от директивного. Под воздействием спроса и предложения цена товара в определенный момент времени стремится в общему показателю. Вместе с совершенствованием отношений данная тенденция распространяется на всем рынке. В рыночной среде свободное ценообразование возможно при равновесии спроса и предложения, поскольку предполагает свободу выбора поведения покупателем и продавцом.
Биржевые цены, цены торгов и аукционов
Биржевые цены представляют собой цены по сделкам, которые заключаются при использовании услуг специальных посредников – бирж. К особенностям биржевого рынка товаров относятся:
- Биржевые товары – стандартные товары массового типа, поэтому сделки проводятся регулярно, существует множество продавцов и покупателей;
- Биржевой рынок является конкурентным рынком, который не требует государственного вмешательства.
- На основании представленных особенностей считается, что биржевые цены – это наиболее эффективная ценовая информация.
Цены аукционов – это цены, которые отражают процесс продаж на аукционах. Аукцион в классическом понимании – это рынок продавца. Аукционные товары как правило нестандартны, спрос на них превышает предложение, в связи с этим аукцион характеризуется повышательной тенденцией цен.
На аукционе выделяются следующие виды цен:
- Стартовая цена, с которой начинаются торги;
- Цена аукционного шага, т.е. промежуточная цена, превышающая стартовую и объявляемая потенциальным покупателем;
- Цена фактической продажи, превышающая стартовую на сумму цен всех аукционных шагов.
Цены торгов, или тендерные цены – это цены при специализированном виде торговли, основой которой является выдача заказов на поставку продукции или же сдача подрядов на проведение работ.
Классические торги представляют собой рынок покупателей, в ответ на заявку которых поступают предложения от потенциальных продавцов. Общая тенденция изменения цен в данном случае понижательная, т.е. при прочих равных условиях заказчик предпочтет более дешевый вариант. От аукционов торги отличает большая закрытость и ограниченность. Цены торгов часто являются объектом государственного вмешательства, поскольку большая доля заказов регламентируется правилами, которые устанавливаются государством.
Процесс установления цены на аукционе, виды аукционов
Аукцион – это рыночное мероприятие, в рамках которого покупатели и продавцы совершают сделки купли-продажи некоторых товаров. На аукционе одному или нескольким продавцам противостоит определенное число покупателей, анализирующих предлагаемые товары и первоначально установленные и изменяющиеся при проведении аукциона цены. Возможны следующие варианты хода аукциона:
- Ведущий аукциона определяет минимальную стоимость товара, а покупатели поочередно предлагают варианты своих цен. Изменение цены доступно всем покупателям. Покупатель, предложивший максимальную цену, получает право на покупку товара;
- Ведущий назначает максимальную стоимость товара. В данном случае цена постепенно снижается, а тот из покупателей, который первым согласится заплатить изменившуюся первоначальную стоимость, получает право покупки товара.
Аукционная цена непосредственно зависит от сложившегося соотношения спроса и предложения во время проведения аукциона. При большом числе покупателей и незначительном числе продавцов формируется более высокая цена на товар.
Аукцион может быть простым и двойным. Простой организуется продавцом, получающим предложения от покупателей, или же покупателем, осуществляющим поиск более выгодного предложения от потенциальных продавцов. Двойной аукцион проводится при наличии конкуренции как между продавцами, так и между покупателями.
Выделяются следующие типы простых аукционов:
- Английский, в рамках которого продавцы до начала аукциона подают заявки на продажу товаров по начальной цене. В ходе аукциона цена повышается до тех пор, пока не останется один покупатель, предложивший самую высокую цену;
- Голландский аукцион представляет собой торги, при которых на товар устанавливается высокая начальная цена. Ведущий аукциона последовательно предлагает более низкую цену до тех пор, пока не определится покупатель, готовый приобрести товар за текущую цену;
- Заочный аукцион, при котором все покупатели одновременно предлагают свои ставки, а право приобретения товара достается тому, кто предложил самую высокую цену.